Председатель совета директоров Владимир КАДАННИКОВ охарактеризовал 2000 год как «лучший за предыдущие шесть лет». Основания для того были: план выпуска автомобилей был перевыполнен на 4,5%, с конвейера завода сошло 705.500 машин — на 27.800 больше, чем год назад. Около 98.800 единиц техники было экспортировано. Операционная прибыль в каждом квартале увеличивалась примерно вдвое и уже в третьем квартале составила 4,88 миллиардов рублей. Аналитики предполагали, что это позволит заводу впервые за пять лет зафиксировать чистую прибыль. Она могла составить 9 миллиардов рублей. Но предприятие потянули назад старые грехи — безнадежная дебиторская задолженность, которую пришел срок списывать с баланса. Основную ее долю составили просроченные долги зарубежных дилеров ВАЗа — 6,1 миллиардов рублей. Еще 600 миллионов пришлось на долги российских партнеров завода, а 273 миллиона списаны даже с неистекшим сроком давности.
Таким образом, общая сумма потерянных долгов «АвтоВАЗа» превысила 7 миллиардов рублей, или 250 миллионов долларов. Это вполне сопоставимо с затратами на создание СП по выпуску новой «Нивы». А если учитывать, что речь идет о долгах трехлетней давности, то сумма потерь «АвтоВАЗа» по тогдашнему курсу доллара доходит до 1 миллиарда долларов. Примерно столько «АвтоВАЗ» просит сейчас у правительства для выполнения своей пятилетней программы развития.
К убыткам 2000 года отнесены также потери завода от хищений — на сумму 510 миллионов рублей. В итоге после уплаты налогов, штрафов и использования прибыли «АвтоВАЗ» зафиксировал в балансе годовой убыток в размере 3,8 миллиардов рублей. Стоит добавить еще, что «кредиторка» завода на 1 января 2001 года составляет 23 миллиарда рублей, непокрытый убыток прошлых лет — 14,4 миллиардов рублей. При этом завод нашел возможным выдать долгосрочный беспроцентный кредит в 201,9 миллионов рублей Тольяттинскому заводу технологического оборудования (ТЗТО) и «АвтоВАЗагрегату». Как отмечает ревизионная комиссия, кредиты, выданные этим предприятиям, наносят «АвтоВАЗу» убытки в 60 миллионов рублей в год.
Подводя итог, аудитор завода — PricewaterhouseCoopers, как и год назад, отмечает «наличие у АО признаков банкротства». 17 мая 2001г.
АВТОБИЗНЕС-weekly