На недавно прошедшем заседании правительство одобрило план Каданникова по «спасению российского автопрома». Реализация начнется, скорее всего, в следующем году. После введения в 1994 году запредельных таможенных пошлин на иномарки это самый крупный лоббистский успех тольяттинского автозавода.
АвтоВАЗ хочет объединить российские автозаводы — Ижевский, Таганрогский и, разумеется, Волжский, чтобы совместными усилиями поставить на конвейер малолитражку «Калина» и целый ряд других моделей. С точки зрения конъюнктуры, план приходится как нельзя кстати.
Волжский завод, как всякий монополист, совершенно не хочет терять эксклюзивное положение на рынке. Между тем такая угроза становится реальной. В свое время ВАЗ упустил шанс получить серьезного иностранного партнера (хотя в середине 90-х было из кого выбирать — сотрудничество предлагали и Fiat, и GM, и Daewoo). Теперь, кроме сравнительно мелкого проекта производства «Нив» вместе с GM, никто ничего не предлагает.
А на «Жигули» наступают со всех сторон. Прежде всего — иностранные автосборщики, научившиеся ориентироваться в российском бизнесе без помощи местных. Свой автомобильный холдинг создает Сибал, который уже имеет блокирующий пакет ГАЗа и собирается купить УралАЗ, а впоследствии еще и все автобусные заводы страны и несколько предприятий по выпуску двигателей. («Нас не пригласили в образовавшийся автохолдинг»,- с обидой отметил в интервью одному из иностранных агентств гендиректор АвтоВАЗа Алексей Николаев). Хуже того, сибаловский холдинг уже замахивается на госпомощь: она была обещана лично Михаилом Касьяновым. Иномарки сейчас-то не слишком опасны — дороже и при покупке и, главное, в ремонте. Но ВАЗ смотрит в будущее: его машины дорожают вместе со всеми запчастями, Так что пришла пора действовать.
В мире много автопроизводителей, готовых предоставить отсталой стране вроде нашей лицензию на производство какой-нибудь устаревшей (для них, конечно, а не для нас) модели. Но ответ на это уже готов! Более полутора лет назад АвтоВАЗ впервые представил на московском автосалоне маленький, чуть меньше «Жигулей», довольно симпатичный автомобиль под названием «Калина». С тех пор о нем много писали, анализировали всякие приятные примочки вроде электрического усилителя руля, специально места под кондиционер, богатейшей гаммы моторов, которые предстоит разработать. Загвоздка была только одна — сделать одну выставочную машину легко, а вот организовать производство невозможно: средств у АвтоВАЗа нет, и никакой трезвый инвестор их ему под «Калину» не даст. Теперь неограниченный источник денег как раз и обнаружился — государство.
Но одна машина — это недостаточно убедительно. И вот совсем недавно появляется сообщение, что ВАЗ стремительно расширяет модельный ряд. Причем в направлении максимального разнообразия размеров.
Путину предлагается подумать. Все кругом, в первую очередь он сам, говорят о возрождении российской промышленности, инвестициях в местное производство. А тут всего $800 млн и налоговые льготы в обмен на процветание автомобильной отрасли. К тому же вице-премьер Илья Клебанов уже одобрил дерзкий план АвтоВАЗа и готов представлять его в высших инстанциях.
«Omega-inter» по материалам Газета.RU