Но не простым гражданам, а своим дилерам. Завод так легко прощал им долги, что предполагавшаяся прибыль по итогам года обернулась убытками. Аудиторы, на этой неделе закончившие проверку финансовой отчетности завода, нашли у него «признаки банкротства».
Компания PriceWaterhouseCoopers закончила проверку финансовой отчетности АвтоВАЗа за 2000 год. Проработав над этим документом около четырех месяцев, эксперты аудиторской фирмы пришли к печальному выводу о «наличии у АО признаков банкротства». Эта последняя информация поступила из конфиденциальных источников — в московском представительстве PWC «Газете.Ru» подтвердили, что проверка Волжского завода закончилась, но пока что отказались официально предоставить ее результаты: для этого требуется согласие проверяемого.
Сообщение довольно неожиданное на общем фоне. О подъеме российского автопрома и о хороших прошлогодних показателях Волжского завода говорила не только пресс-служба Волжского автозавода, но и независимые российские эксперты.
Прибыль завода росла с каждым кварталом и по итогам года должна была достичь 9 млрд руб. Но цифры эти оказались чисто теоретическими.
На самом деле завод не зарабатывал, а терял деньги. Дело не в огромных долгах предприятия (к 1 января 2001 года они составляли 23 миллиарда рублей). Главную причину кризиса на ВАЗе аудиторы видят в тех деньгах, которые должны самому АвтоВАЗу дилеры. Основная доля дебиторской задолженности приходится на зарубежных дилеров — 6,1 миллиарда рублей. 600 млн задолжали заводу российские продавцы. Эта сумма могла быть и больше, но 273 миллиона были списаны, хотя по этим долгам даже не истек срок выплаты. АвтоВАЗ так объяснил это решение: мол, мы знаем, что все равно эти деньги никогда не вернутся, так нечего и тянуть. В целом дебиторская задолженность АвтоВАЗа достигает 7 млрд рублей, т. е. около 250 млн долларов. Эта сумма сравнима со стоимостью совместного с GM проекта по по сборке новой «Нивы». То есть если бы ВАЗ не прощал своим должникам, производство «Нивы» можно было бы наладить даже без иностранного капитала.
Дилеры тольяттинского завода и в России, и за рубежом являются самыми злостными неплательщиками долгов. Правда, завод обычно относится к этому довольно легко: дело в том, что руководители волжского автогиганта являются по совместительству и соучредителями многих его дилеров. Так что деньги, надо надеяться, в любом случае не пропадают совсем ( «Газета.Ru» уже рассказывала об этом).
Впрочем, даже сумма в 250 млн долларов, по мнению PriceWaterhouseCoopers, не показывает истинных масштабов утечки капитала. Ведь речь идет в основном о долгах трехлетней давности — такие долги считаются просроченными и могут быть списаны за счет прибыли по решению предприятия. Поскольку долги старые, оценивать их надо с учетом инфляции. В результате получается, что АвтоВАЗ недополучил со своих кредиторов не 250 миллионов, а целый миллиард долларов.
В целом все это привело к тому, что к новому 2001 году предприятие пришло не с прибылью, а с потерями в 3,8 млрд рублей.
И тут, по мнению аудиторов, произошел еще один курьез. Несмотря на огромные потери, АвтоВАЗ изыскал средства и выдал в прошлом году кредиты Тольяттинскому заводу технологического оборудования и «АвтоВАЗагрегату» на общую сумму 201,9 млн рублей. Причем оба кредита — беспроцентные. Механизм дальнейших действий по таким долгам у ВАЗа уже отработан.
Предполагается, что эти цифры будут зачитаны на собрании акционеров АвтоВАЗа 26 мая. Впрочем, маловероятно, что их обнародование что-нибудь изменит. PricewaterhouseCoopers не первый год находит у ВАЗа «признаки банкротства», но на этом все и кончается. Интересно, кстати, что, предлагая недавно правительству свою программу пятилетнего развития российского автопрома, ВАЗ деликатно намекнул в ней на желательность государственной помощи. Ее размер должен составить как раз миллиард долларов — ровно столько завод потерял за счет своеобразной кредитной политики. Шансы на принятие программы довольно велики. Так что специалисты PricewaterhouseCoopers зря беспокоятся.
Gazeta.ru