ООО «ИАЦ «Самара-Интернет» является одним из старейших интернет-провайдеров Самары. Компания была создана в середине 90-х несколькими частными лицами, в числе которых были Андрей Санников, Леонид Фридман, Андрей Сухов и Леонид Чумаков. В 1997 году в списке акционеров появился Самарский государственный университет, ставший владельцем 47%. После смены собственника «Самара-Интернет», получив дополнительные инвестиции, начал развиваться и вышел на лидирующие позиции на рынке. Основным направлением деятельности компании является Интернет по технологиям Dial up и радиодоступу.
За время работы на самарском рынке «Самара-Интернет» наработал клиентскую базу, в которую входят порядка 250 компаний.
Однако развитие IT-технологай и приход на рынок новых игроков негативно сказались на позициях «Самара-Интернета». Сегодня, по оценке экспертов, этот провайдер занимает 10-15% рынка, и его доля постоянно снижается. Из-за низкой скорости Dial up и дороговизны радиодоступа многие пользователи отказываются от них. В то время как остальные операторы развивают широкополосный доступ и ведут конкурентную борьбу, в частности, в ценовой нише, не имеющий собственных магистральных сетей «Самара-Интернет» вынужден их арендовать, что сказывается на стоимости его услуг не лучшим образом. По словам источника, близкого к компании, в последние годы заметно упал сервис предоставляемых услуг, а модернизация оборудования не ведется из-за отсутствия инвестиций. В настоящий момент «Самара-Интернет» делает ставку на развитие беспроводного доступа в Интернет и имеет несколько точек доступа по технологии WiFi.
Понимание необходимости привлечения в «Самара-Интернет» стороннего инвестора пришло к владельцам компании уже давно.
Ранее Андрей Санников неоднократно заявлял, что компания ищет инвесторов для развития бизнеса. Осенью прошлого года на рынке распространилась информация, что интерес к «Самара-Интернету» проявило быстро развивающееся тольятгинское ЗАО «АИСТ». По информации «СО», его владельцы даже проводили аудит «Самара-Интернета». Летом этого года генеральный директор АИСТа Александр Сергиенко в интервью «СО» говорил, что его компания рассматривает «Самара-Интернет» как одно из возможных приобретений в Самаре.
По информации «СО», покупка «Самара-Интернета» АИСТом не состоится. Андрей Санников заявил, что переговоры еще ведутся и говорить о каких-либо результатах преждевременно. В самом АИСТе говорят, что не комментируют вопросы, связанные с покупками компаний. Однако, как сообщил «СО» источник, близкий к «Самара-Интернету», руководство АИСТа отказалось от покупки самарской компании. О причине такого решения источник не сообщил. Не исключено, что ею могло стать условие Андрея Санникова, которое он предъявлял к потенциальным инвесторам ранее — сохранить за ним руководство компанией. Кроме того, в АИСТе могли счесть запрашиваемую владельцами «Самара-Интернега» цену слишком высокой, учитывая изношенность имеющегося у компании оборудования. Участники рынка и аналитики крайне противоречиво оценивают «Самара-Интернет». Так, по мнению аналитиков ИК «Финам», основанному на отчетности компании за 2005 год, «Самара-Интернет» можно оценить в 80-100 млн рублей. В то
же, время президент ГК «Метромакс» Сергей Швайкин считает, что компания на сегодняшний день является убыточной и стоимость ее бизнеса сопоставима с размером ее долгов.
Бесплодные попытки
Первая попытка привлечь инвестора в бизнес «Самара-Интернета» была предпринята еще в 2000 году.
В 2000 году руководство «Самара-Интернета» договорилось о продаже блокирующего пакета акций компании сотовому оператору «Билайн-Самара». Сразу после появления этой информации владельцы провайдера получили новое предложение. Интерес к компании проявил один из крупнейших на тот момент московских интернет-провайдеров ЗАО «Ситилайн». «Самара-Интернет» отказался от продажи пакета «Билайну», а сделка с «Ситилайном» не состоялась. По информации «СО», после этого владельцы самарского провайдера пытались возобновить переговоры с «Билайн-Самарой», но безрезультатно.
Дмитрий НИКУЛИН,
директор Тольяттинского городского информационного центра
— «Самара-Интернет» давно переживает кризис и теряет позиции. Менеджмент устал от постоянных конфликтов акционеров. Они уже не работают на развитие, а просто хотят избавиться от активов, и по возможности на более выгодных условиях. Если бы «Самара-Интернет» искал инвестора, он предлагал бы амбициозный план развития, переворот на рынке, что-то масштабное и грандиозное. Если ситуация в компании не изменится в лучшую сторону, «Самара-Интернет» не сможет быть конкурентоспособным, не сможет самостоятельно удерживать свою долю на рынке и, скорее всего, вынужден будет закрыться под давлением более активных конкурентов.
Элина ЮРИНА,
директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам»
— Вероятно, АИСТа отпугну/ объем необходимых для модернизации оборудования вложений, и компания попытается войти в Самару самостоятельно, сделает ставку на неохваченные действующими игроками районы и будет постепенно наращивать свое присутствие. Возможно, руководство «Самара-Интернета» пошло неверным для привлечения инвесторов путем, слишком громко трубя о своих проблемах. Скорее всего, компанию в итоге купят, поскольку база подключенных клиентов является существенным подспорьем при входе на местные рынки, а сейчас идет экспансия в регионы крупных федеральных игроков.
Источник: «Самарское обозрение»