5 мая 2000 10:15
9243

Двигаться дальше

Есть на АВТОВАЗе
два страстных любителя экстремальных ситуаций. Найти их несложно: достаточно
заглянуть на дочернее предприятие АО «АВТОВАЗ» — производство спецавтомобилей
«БРОНТО» — и спросить директора фирмы Юрия Зуева и водителя-испытателя Олега
Федорова. Больше всего им нравится ставить эксперименты с участием, пожалуй,
самого любимого детища «БРОНТО» — снегоболотохода ВАЗ-1922 «Марш». И почему-то
каждый раз действие происходит в условиях Крайнего Севера — настолько крайнего,
что все приборы определения земных координат, как правило, стремятся к нулю.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о Северном полюсе и экспедициях, организуемых
АО «АВТОВАЗ» совместно с фирмой «БРОНТО». В апреле «Волжский автостроитель»
не раз писал о ходе их новой совместной акции «Полярный марш — 2000», имевшей
целью достижение полюса на автомобиле, двигающемся своим ходом через льды Северного
Ледовитого океана. Говорили мы и о том, что в этом году нелегкие погодные условия
не позволили воплотить первоначальную идею: пройти по ледовому покрытию океана
в сторону полюса 650 километров. Все, чего удалось достигнуть, — это «прочертить»
гигантскими колесами «Марша» на карте Земного шара линию в 98 километров по
меридиану, отмеченную цифрой на спидометре автомобиля в 309 километров. Но поскольку
это первая в истории Арктики экспедиция на автомобиле — тем более вазовского
происхождения, — то нельзя не рассказать о ней подробней. А помогут нам в этом
главные участники события, встретившиеся на прошлой неделе с городскими журналистами.

Итак, в начале апреля снегоболотоход «Марш»
прибыл самолетом «АН-12» Хатангского объединенного авиаотряда — давнего партнера
АВТОВАЗа — вначале в Хатангу, а затем на остров Средний архипелага Северная
Земля. 12 апреля автомобиль и весь экипаж — Юрий Зуев, Олег Федоров и штурман-навигатор
из Хатанги Анатолий Гончаров при помощи вертолета «МИ-8» были доставлены на
льдину — к месту старта экспедиции. Покружив над «Маршем» и убедившись, что
все в порядке, вертолет взмыл в небо и ушел на базу острова Средний. Путешественники
оказались один на один с ледовым пространством, таящим, как выяснилось, немало
опасностей.

Вообразите себе бескрайний, «лунный», по определению Олега Федорова, ландшафт,
состоящий из льдин и айсбергов, которые образуют невероятной высоты и сложности
торосы или, наоборот, глубокие трещины, ширина которых, может, и небольшая,
зато глубина — до трех тысяч метров океана. И среди этого ледяного безмолвия
движется автомобиль — с минимальной поступательной скоростью, осторожно выбирая
путь в этом скоплении движущихся поверхностей, которые так и норовят приготовить
все новые и новые ловушки для незваных гостей. Так, кстати, случилось в самый
первый день путешествия, когда некрепкий соленый лед одной из «речек» не удержал
на себе «Марш», загруженный под завязку снаряжением, питанием и топливом. Конечно,
к купанию в воде болотоходу не привыкать, однако на вызволение автомобиля из
водно-ледяного плена ушло два драгоценных часа. Трудные маневры при выезде из
воды нам подсказали, что прыгать в каждую трещину не надо, их надо как-то обходить»,
— рассказывает Юрий Петрович Зуев.

Другой вывод пришел после встречи с айсбергом.
Гигантская глыба льда — зрелище, конечно, издалека красивое, да и ориентир очень
удобный для движения. Так поначалу думали и участники экспедиции, пока не столкнулись
с проблемой: движущийся айсберг оставлял после себя такую паутину трещин, что
преодолеть их было просто невозможно, поэтому впоследствии «чудо природы» старались
обходить стороной.

Так и двигались вперед — иногда делая пешую
разведку, иногда работая пешней, которой обычно орудуют рыбаки и которой, как
выяснилось, очень удобно раскалывать небольшие торосы. Порой, находясь среди
хаотично движущихся льдин, приходилось с математической точностью рассчитывать
их скорость, чтобы успеть проскочить сразу несколько, пока они сдвинуты друг
с другом. «Эти плутания между речек и торосов, выглядевших не очень гостеприимно,
и давали нам задержку в движении, — вспоминают путешественники. — Надо было
три километра «накрутить» по спидометру. чтобы на один продвинуться по широте».

Какие самые яркие впечатления? «Например,
едем мы, едем, — делится своими Юрий Зуев, — и вот нам встречается поле. Ширина
поля неизвестна, длина — тоже. Но все поле состоит из нагромождений плитообразных
льдин в полтора-два метра высотой, задутых снегом. Идешь пешком — проваливаешься,
идти практически невозможно. И вот мы пытаемся по этому полю двигаться, петляем,
петляем, выбирая более-менее ровные места… И начиная с этого момента, я стал
понимать, что и автомобиль, и водитель автомобиля (Олег Федоров. — Прим. авт.)
проявили невероятное свойство этот Северный Ледовитый океан побеждать».

Сам же Олег Федоров только под конец экспедиции
смог оценить ситуацию со стороны — причем в буквальном смысле, когда поднялся
с Анатолием Гончаровым на ближайший айсберг. «Так как удаление от айсберга было
большое, то наш автомобиль выглядел как маленькая-маленькая точка. И когда я
вернулся назад, сказал своим: в этой холодной громадине льдов единственное,
что нас поддерживает, — это маленькая точка автомобиля. И эта точка двигается,
у нее задачи не то чтобы вы, жить в этой пустыне — она идет на вызов, она движется
вперед, она имеет свои задачи продвижения».

Кстати, эти выражения: «двигаться дальше»,
«двигаться вперед» — то и дело звучали из уст наших героев, рассказывающих о
путешествии. Это значит, что экспедиция имеет право на продолжение, главное
— правильно извлечь все уроки из первого эксперимента. «Mы знаем точно, что
машина по Ледовитому океану проедет», — уверены участники «Полярного марша-2000».
А руководитель экспедиции директор опытно-промышленного производства ДТР ВАЗа
Сергей Перевезенцев сказал на встрече с журналистами буквально следующее: «Я
не раз задавал себе вопрос: почему никто из других автомобильных фирм до сих
пор не смог организовать подобную экспедицию? Я думаю, только по одной причине
— они давали себе отрицательный ответ: это невозможно. А вот наши машины, наши
люди смогли это сделать».

Что ж, теперь нужно затвердить этот успех
и начать подготовку следует уже сейчас. А не то опередят нас проворные иностранцы:
говорят, в глазах зарубежных туристов, большими группами прибывающих в Хатангу
с целью дальнейшего покорения полюса и узнавших о тольяттинской экспедиции,
легко можно было прочитать мысль: «А почему бы и нам не попробовать на автомобиле?»
Так что вазовцам пора двигаться дальше, чтобы всегда опережать события.

P.S. А на Северном полюсе «Марш» все-таки
побывал и на этот раз — и снова благодаря помощи славного Хатангского авиаотряда
и его «АН-12». Правда, до этого была эвакуация автомобиля со льдов вертолетом
«МИ-8» (спасибо его командиру Евгению Михайловичу Голикову, решившемуся на доставку
автомобиля, не дожидаясь официального разрешения, которое задерживалось из-за
непогоды), было самостоятельное путешествие «Марша» на 350 километров от мыса
Арктический до острова Средний (вот и набрались запланированные акцией 650 километров!),
где встретила героев тольяттинская делегация. Автомобиль ни разу не подвел свой
экипаж. Что остается? Двигаться дальше!

Екатерина Сергеева,
газета «Волжский автостроитель»,

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вам хватает тепла?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: