5 мая 2000 10:15
9243

Двигаться дальше

Есть на АВТОВАЗе
два страстных любителя экстремальных ситуаций. Найти их несложно: достаточно
заглянуть на дочернее предприятие АО «АВТОВАЗ» — производство спецавтомобилей
«БРОНТО» — и спросить директора фирмы Юрия Зуева и водителя-испытателя Олега
Федорова. Больше всего им нравится ставить эксперименты с участием, пожалуй,
самого любимого детища «БРОНТО» — снегоболотохода ВАЗ-1922 «Марш». И почему-то
каждый раз действие происходит в условиях Крайнего Севера — настолько крайнего,
что все приборы определения земных координат, как правило, стремятся к нулю.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о Северном полюсе и экспедициях, организуемых
АО «АВТОВАЗ» совместно с фирмой «БРОНТО». В апреле «Волжский автостроитель»
не раз писал о ходе их новой совместной акции «Полярный марш — 2000», имевшей
целью достижение полюса на автомобиле, двигающемся своим ходом через льды Северного
Ледовитого океана. Говорили мы и о том, что в этом году нелегкие погодные условия
не позволили воплотить первоначальную идею: пройти по ледовому покрытию океана
в сторону полюса 650 километров. Все, чего удалось достигнуть, — это «прочертить»
гигантскими колесами «Марша» на карте Земного шара линию в 98 километров по
меридиану, отмеченную цифрой на спидометре автомобиля в 309 километров. Но поскольку
это первая в истории Арктики экспедиция на автомобиле — тем более вазовского
происхождения, — то нельзя не рассказать о ней подробней. А помогут нам в этом
главные участники события, встретившиеся на прошлой неделе с городскими журналистами.

Итак, в начале апреля снегоболотоход «Марш»
прибыл самолетом «АН-12» Хатангского объединенного авиаотряда — давнего партнера
АВТОВАЗа — вначале в Хатангу, а затем на остров Средний архипелага Северная
Земля. 12 апреля автомобиль и весь экипаж — Юрий Зуев, Олег Федоров и штурман-навигатор
из Хатанги Анатолий Гончаров при помощи вертолета «МИ-8» были доставлены на
льдину — к месту старта экспедиции. Покружив над «Маршем» и убедившись, что
все в порядке, вертолет взмыл в небо и ушел на базу острова Средний. Путешественники
оказались один на один с ледовым пространством, таящим, как выяснилось, немало
опасностей.

Вообразите себе бескрайний, «лунный», по определению Олега Федорова, ландшафт,
состоящий из льдин и айсбергов, которые образуют невероятной высоты и сложности
торосы или, наоборот, глубокие трещины, ширина которых, может, и небольшая,
зато глубина — до трех тысяч метров океана. И среди этого ледяного безмолвия
движется автомобиль — с минимальной поступательной скоростью, осторожно выбирая
путь в этом скоплении движущихся поверхностей, которые так и норовят приготовить
все новые и новые ловушки для незваных гостей. Так, кстати, случилось в самый
первый день путешествия, когда некрепкий соленый лед одной из «речек» не удержал
на себе «Марш», загруженный под завязку снаряжением, питанием и топливом. Конечно,
к купанию в воде болотоходу не привыкать, однако на вызволение автомобиля из
водно-ледяного плена ушло два драгоценных часа. Трудные маневры при выезде из
воды нам подсказали, что прыгать в каждую трещину не надо, их надо как-то обходить»,
— рассказывает Юрий Петрович Зуев.

Другой вывод пришел после встречи с айсбергом.
Гигантская глыба льда — зрелище, конечно, издалека красивое, да и ориентир очень
удобный для движения. Так поначалу думали и участники экспедиции, пока не столкнулись
с проблемой: движущийся айсберг оставлял после себя такую паутину трещин, что
преодолеть их было просто невозможно, поэтому впоследствии «чудо природы» старались
обходить стороной.

Так и двигались вперед — иногда делая пешую
разведку, иногда работая пешней, которой обычно орудуют рыбаки и которой, как
выяснилось, очень удобно раскалывать небольшие торосы. Порой, находясь среди
хаотично движущихся льдин, приходилось с математической точностью рассчитывать
их скорость, чтобы успеть проскочить сразу несколько, пока они сдвинуты друг
с другом. «Эти плутания между речек и торосов, выглядевших не очень гостеприимно,
и давали нам задержку в движении, — вспоминают путешественники. — Надо было
три километра «накрутить» по спидометру. чтобы на один продвинуться по широте».

Какие самые яркие впечатления? «Например,
едем мы, едем, — делится своими Юрий Зуев, — и вот нам встречается поле. Ширина
поля неизвестна, длина — тоже. Но все поле состоит из нагромождений плитообразных
льдин в полтора-два метра высотой, задутых снегом. Идешь пешком — проваливаешься,
идти практически невозможно. И вот мы пытаемся по этому полю двигаться, петляем,
петляем, выбирая более-менее ровные места… И начиная с этого момента, я стал
понимать, что и автомобиль, и водитель автомобиля (Олег Федоров. — Прим. авт.)
проявили невероятное свойство этот Северный Ледовитый океан побеждать».

Сам же Олег Федоров только под конец экспедиции
смог оценить ситуацию со стороны — причем в буквальном смысле, когда поднялся
с Анатолием Гончаровым на ближайший айсберг. «Так как удаление от айсберга было
большое, то наш автомобиль выглядел как маленькая-маленькая точка. И когда я
вернулся назад, сказал своим: в этой холодной громадине льдов единственное,
что нас поддерживает, — это маленькая точка автомобиля. И эта точка двигается,
у нее задачи не то чтобы вы, жить в этой пустыне — она идет на вызов, она движется
вперед, она имеет свои задачи продвижения».

Кстати, эти выражения: «двигаться дальше»,
«двигаться вперед» — то и дело звучали из уст наших героев, рассказывающих о
путешествии. Это значит, что экспедиция имеет право на продолжение, главное
— правильно извлечь все уроки из первого эксперимента. «Mы знаем точно, что
машина по Ледовитому океану проедет», — уверены участники «Полярного марша-2000».
А руководитель экспедиции директор опытно-промышленного производства ДТР ВАЗа
Сергей Перевезенцев сказал на встрече с журналистами буквально следующее: «Я
не раз задавал себе вопрос: почему никто из других автомобильных фирм до сих
пор не смог организовать подобную экспедицию? Я думаю, только по одной причине
— они давали себе отрицательный ответ: это невозможно. А вот наши машины, наши
люди смогли это сделать».

Что ж, теперь нужно затвердить этот успех
и начать подготовку следует уже сейчас. А не то опередят нас проворные иностранцы:
говорят, в глазах зарубежных туристов, большими группами прибывающих в Хатангу
с целью дальнейшего покорения полюса и узнавших о тольяттинской экспедиции,
легко можно было прочитать мысль: «А почему бы и нам не попробовать на автомобиле?»
Так что вазовцам пора двигаться дальше, чтобы всегда опережать события.

P.S. А на Северном полюсе «Марш» все-таки
побывал и на этот раз — и снова благодаря помощи славного Хатангского авиаотряда
и его «АН-12». Правда, до этого была эвакуация автомобиля со льдов вертолетом
«МИ-8» (спасибо его командиру Евгению Михайловичу Голикову, решившемуся на доставку
автомобиля, не дожидаясь официального разрешения, которое задерживалось из-за
непогоды), было самостоятельное путешествие «Марша» на 350 километров от мыса
Арктический до острова Средний (вот и набрались запланированные акцией 650 километров!),
где встретила героев тольяттинская делегация. Автомобиль ни разу не подвел свой
экипаж. Что остается? Двигаться дальше!

Екатерина Сергеева,
газета «Волжский автостроитель»,

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Carlos Saldivia 7 мая 19:35
Максим Волков 7 мая 17:00
Употреблять наркотики? Вы в своём уме... Алкоголь несет огромный урон общественной жизни: он вносит разлад в семьи, активно вмешивается и портит процесс воспитания подрастающих поколений, нарушает трудовые процессы в офисах и на производстве, порождает незаконное и аморальное поведение. Нет такого заболевания, течение которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приема спиртных «напитков». Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. А.Н. Тимофеев в книге “Нервно-психические нарушения при алкогольной интоксикации” (Л., 1955) пишет: “Алкоголь относится к наркотическим веществам жирного ряда, действующим парализующим образом на любую живую клетку. Наибольшей чувствительностью к алкоголю отличаются клетки центральной нервной системы, особенно клетки коры головного мозга…” (с. 7). Из сказанного выше, будет справедливо распространять на алкогольные напитки закон, защищающий страну от наркотиков.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: