Серьезные организации, вопреки уверениям знатоков, все-таки часто проверяют своих сотрудников «на вшивость». Делают запрос в вуз о подтверждении диплома, в котором, судя по предъявляемым документам, их сотрудник провел свои лучшие студенческие годы (в ТолПИ таких запросов бывает до пятидесяти штук в год). Если сведения подтверждаются, то работодатели интересуются по поводу успеваемости, общих характеристик и т. п. А если нет, то на горизонте видимого благополучия «выпускника» начинают маячить проблемы. Мало того, что ему грозит увольнение с работы, так еще и правоохранительные органы заинтересуются: где купил, кто продал, за сколько. Правда, в итоге покупатель «липовых» корочек отделается, что называется, легким испугом, поскольку к уголовной ответственности его не привлекут (не придумали еще в нашей стране наказания за покупку подделанного диплома). А вот если докажут, что умелец сам его подделал, то другое дело.
«Липового» выпускника ТолПИ несколько лет назад обнаружили при помощи самого обычного запроса. Не знал парень, устраиваясь охранником в фирму, что предприятие станет проверять его диплом. Проверили. А когда узнали, что в базе данных политеха студента с такими ФИО никогда не числилось, то сами преподаватели института устроили по этому поводу расследование. И выяснили некоторые интересные подробности. Например, что диплом был приобретен непосредственно в Тольятти, в то время как его бланк куплен где-то за пределами города. С помощью сканера и компьютера смоделирована печать (некоторые умельцы, знаю, поступают более оригинально — переводят нужную печать при помощи теплого вареного яйца). А вписать нужную фамилию — уже дело техники. Да и печать, по большому счету, тоже ерунда. Помните, года два назад в городе был «бум» фальшивых пятидесяти- и сторублевых купюр, причем со всеми степенями защиты? Так вот, выяснилось, что их производством занимались второкурсники того же политеха. Они тогда еще погорели на том, что разменивали «липу» в соседнем комке… Так что подделать печать родной альма-матер для них оказалось проще простого. Было дело, по сведениям Толпишных же руководителей, когда институт получал больше дипломов, чем училось студентов на последнем курсе. Тогда «излишек» попросту списывался…
И все-таки просто «корочки» — это примитивно и ненадежно. Такие документики с печатью любого престижного вуза можно без проблем приобрести долларов этак за 150-200 в московском метро (или по одному из газетных объявлений). Но лучше все-таки не замахиваться на «имя» — в далекий сибирский вуз обращаться за подтверждением вряд ли кто станет (да и мало кто представляет, как выглядит его печать), а вот в МГИМО — запросто.
В нашем городе еще никого не ловили за руку на подделке диплома. Это, знаете ли, как наркомания — все знают, что торговцы наркотиками существуют, но редко кто их может поймать. К такому же юридически труднодоказуемому общеизвестному факту можно отнести и вузовскую «липу». Тем более что занимаются изготовлением дипломов уже вовсе не студенты. Слишком сложно нынче для них подделывать выписки, которые Министерство образования с прошлого года приказало печатать только на специализированной, с несколькими степенями защиты, бумаге. Профессор одного известного в городе вуза, к которому я обратилась за помощью в подготовке материала (его имя по понятным причинам я не указываю), рассказал о случае, когда на его глазах в одном саратовском институте нагло сперли целую пачку таких вот новеньких неоформленных выписок (кстати, не исключено, что в вузе просто таким методом «списывают» бланки). Украли и убежали. Наверное, если бы было проще подделать, то не стали бы так рисковать. Да и все равно велик риск того, что корочку проверят. Гораздо выгоднее и надежнее договориться о покупке диплома с каким-нибудь вузовским преподом. Чтобы и корочки были «фактурные», и фирма, в которой работаешь, не смогла узнать о «дипломе с секретом».
Услуга за услугу
Это так называемые дипломы нового поколения. Их за сто-двести долларов, конечно, не купишь. Но качество того стоит. Махинация проворачивается на высшем вузовском уровне. Она построена на принципе «мертвых душ» — человека нет, а ячейка под его диплом «забита». Зарезервирована с самого первого курса. Когда этот мнимый индивидуум становится выпускником, то диплом продается жаждущим. И получается, что везде о нем информация есть, все ячейки заполнены, в компьютере сведения есть, дипломная работа — в архиве. Ни за что в жизни не догадаешься, что этот человек никогда не был студентом. О такой технологии мне рассказали сами учащиеся одного тольяттинского вуза.
Но некоторым людям нужны не дипломы, а всего лишь свидетельства об окончании годовых-полугодовых курсов какого-нибудь тольяттинского вуза. Все-таки тоже дополнительный плюс при трудоустройстве. Причем поддельные справки не пользуются популярностью. Да и зачем подделывать, когда можно получить настоящие? Поскольку бланки таких документов в большинстве случаев распечатываются на компьютере, то достаточно найти нужный файл в вузовской сети — и корочка об окончании каких-либо курсов у вас в кармане. Правда, бывает, что файл защищен, тогда без услуг хакера здесь не обойтись. А поставить на бланк нужные подписи — никогда не проблема, по словам уже упомянутого профессора. Всегда кто-то из преподавателей кому-то какую-то услугу должен или просто в хороших отношениях (а надо сказать, что свидетельства об окончании курсов делаются в вузах в основном только для «своих», ради людей с улицы мало кто станет злоупотреблять добродушием коллег). В общем, если не получается подпись ректора, то можно попросить об «одолжении» его заместителя, деканов…
Но вернемся к дипломам. По большому счету, очень немногие покупают их сразу. Гораздо большее количество лишь формально числится в институтах и академиях. Договариваются с преподавателями, платят деньги за обучение и не ходят на лекции, не сдают сессии. А через пять лет вполне официально получают аттестат о высшем образовании. И никакого криминала.
«Куплю диплом за 1 000 долларов»
Но если диплом нужен срочно, и не какого-нибудь провинциального вуза, а наилучшего российского, то к вашим услугам — московские профессионалы-поддельщики. Про тех, которые торгуют корочками в метро, забудьте — они продают не больше чем бумажки (такие же можно купить по газетным объявлениям). В наше прогрессивное время от них проку немного. Однако в столице есть широко известные в узких кругах места, как-то: станции метро «Кузнецкий мост», «Проспект Мира», «Киевская» и другие, где можно купить диплом с подлинной печатью вуза, настоящей выпиской, а иногда и с внесением в компьютерную базу данных института/университета. Стоит такое «образование» от пятисот до тысячи долларов. Правда, продавцы очень шифруются, сразу можно и не заметить одиноко стоящего на тротуаре человека. Товар показывают обычно в машине с тонированными стеклами. Так что, если приспичит купить диплом в этих местах, сначала придется поинтересоваться о способах его приобретения у местных лоточников-торговцев. Кричать, как на рынке, — «купите диплом!» здесь никто не будет.
Существует еще один способ, как за считанные минуты стать человеком с высшим образованием. Это Интернет. Объявлений типа «Куплю диплом любого технического вуза. Год окончания 2000-2001. Цена 1 000 долларов» там можно отыскать не одну сотню. Что уж говорить о продаже… Через Интернет при желании можно найти весь ассортимент вузовской документации: дипломы старого и нового образца, зачетные книжки с печатью, академические справки, студенческие билеты и даже кандидатские и докторские свидетельства. Не проблема, если вам необходим аттестат о полном или неполном образовании, свидетельство (любое), виза (какая угодно). При подготовке материала я нашла несколько проверенных адресов, связавшись по которым можно заполучить хоть весь спектр этой «липы». На московских станциях метро, впрочем, ассортимент не меньше. Так что при желании и энной сумме любой «образовательный» документ не проблема.
Что ж, подведем итоги. Фраза о том, что лучше иметь синий диплом и красное лицо, чем наоборот, уже давно стала аксиомой. Но время заставляет и сюда внести коррективы. С тех пор как образование стало платным (а бюджетное отделение в плане финансовых расходов сейчас мало чем отличается от коммерческого), многие встали перед дилеммой: либо купить диплом за вышеназванные суммы, либо платить ежегодно в течение пяти-шести лет деньги гораздо большие и честно пытаться получить какие-то знания. Кто-то предпочтет самообразование, а некоторые будут впитывать знания под давлением ректоров, деканов, преподавателей. Другие же вообще сочтут знания лишним грузом. Каждый выбирает по себе. И все вышенаписанное — не реклама прохиндеев, делающих деньги на необходимости высшего образования, и уж вовсе не подстрекательство к отказу от обучения. Это лишь грустноватые, но реальные факты, которые имеют место быть в нашей обыденной жизни.
Наталья Овчинникова