Новый генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский убежден, что команде менеджеров из «Рособоронэкспорта» удастся при поддержке государства сделать Волжский автозавод предприятием мирового уровня, а его продукцию — достойной конкуренции с иномарками.
— У вас уже есть программа действий? С чего планируете начать?
— Самое главное — создать грамотную квалифицированную команду управленцев. Я планирую привлечь к управлению АвтоВАЗом и тех людей, которых хорошо знаю по работе в «Рособоронэкспорте», и ныне действующих менеджеров завода, зарекомендовавших себя грамотными специалистами. Хочу подчеркнуть, что никаких масштабных кадровых чисток на заводе не планируется. Мы будем очень дорожить людьми: и управленцами, и простыми рабочими.
— Согласитесь, ваше назначение выглядит довольно неожиданным. До сих пор непонятно, кто истинные акционеры АвтоВАЗа. Ведь именно акционеры в первую очередь решают, кто будет руководить их предприятием.
— Непрозрачная структура собственности АвтоВАЗа представляется нам очень важной проблемой, которую мы будем стараться исправить в самое ближайшее время. Очевидно, что в свое время была выбрана не самая удачная схема. Сегодня контрольным пакетом АвтоВАЗа владеют AVVA, АФК и Инвестиционно-финансовая компания. В свою очередь, этими компаниями владеет сам АвтоВАЗ. Эта схема создает отсутствие прозрачности, что может настораживать инвесторов. В настоящее время юристы по нашему поручению работают над тем, чтобы изменить существующее положение со структурой собственности, сделав ее максимально прозрачной.
— AVVA всегда ассоциировалась с именем Березовского. Сейчас ему принадлежит какая-нибудь доля в Волжском автозаводе?
— Нет, Березовскому ничего не принадлежит и не принадлежало на АвтоВАЗе.
— И все-таки, кто вас назначил руководить АвтоВАЗом?
— Акционеры… И государство.
— Поговаривали, что контрольным пакетом завода на собраниях акционеров всегда голосовал Каданников. Так что же, он сам обратился в «Рособоронэкспорт» с просьбой найти ему замену?
— Отчасти так и есть. Можно сказать, он обратился к государству. А государство поручило это нам.
— Но почему именно вам?
— «Рособоронэкспорт» за последние годы показал себя одной из самых эффективных российских компаний. За три года оборот «Рособоронэкспорта» вырос в два раза: с $2,5 млрд. до $5 млрд. В «Рособоронэкспорте» собралась команда высококвалифицированных государственных менеджеров. К тому же они заслужили доверие высших лиц страны, в том числе президента. Так кому же, как не «Рособоронэкспорту», государство могло доверить развитие одного из наиболее значимых национальных предприятий — АвтоВАЗа. Мы доказали свою эффективность, торгуя оружием. Докажем, и развивая автопром.
— Торговля оружием и производство машин — разные вещи. Вы ведь никогда раньше не занимались автомобильной промышленностью. Не так ли?
— Не могу с вами согласиться. Технологии, используемые в оборонно-промышленном комплексе и гражданском машиностроении, зачастую разрабатываются в одних и тех же научно-технических центрах. Одно двигает развитие другого. И наоборот. Это взаимозависимый процесс. Например, в современную электронную промышленность в ВПК ведущих иностранных держав неоценимый опыт и технологии передали именно зарубежные автомобильные концерны.
Моя деятельность всегда была связана с техникой. Я ведь инженер-технолог по образованию. И тема моей докторской диссертации была: «Концептуальные основы развития техники и технологий двойного применения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях». Так что автопром мне гораздо ближе, чем вам кажется.
— Расскажите, пожалуйста, о том, какие модели планирует выпускать АвтоВАЗ в будущем. Будут ли это собственные разработки завода или возможна постановка в производство лицензионных моделей иностранных концернов?
— В первую очередь будут развиваться собственные наработки завода. У нас ведь накоплена колоссальная технологическая база. Очень перспективным считаю LADA Kalina. С 2007 года мы начнем активно осваивать производство модели LADA Priora. Сборка лицензионных машин для нас неприемлема. Мы, конечно, будем активно сотрудничать с иностранными компаниями. И прежде всего с поставщиками комплектующих. Но пока рано говорить о каких-либо конкретных проектах в этой области. Всякий раз мы будем рассчитывать экономическую целесообразность комплектации наших машин теми или иными узлами. Сотрудничество может быть также в разработке дизайна, в заимствовании передового международного опыта. Но АвтоВАЗ в первую очередь российский завод. Таковым и останется.
— Во время своего выступления на пресс-конференции вы высказали недовольство сотрудничеством АвтоВАЗа с General Motors. В чем именно ваши претензии?
— Это не совсем так. Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Мы с большим уважением относимся к нашему партнеру по совместному предприятию. Но необходимо сначала все глубоко проанализировать. Понять, в чем причина того, что СП «GM-АвтоВАЗ» работает при 42% рентабельности, а Волжский автозавод, поставляющий около 80% узлов для Chevy-Niva, не имеет с этого никакой прибыли. Такой ситуации быть не должно.
— В последнее время просачивается информация о том, что на АвтоВАЗе недовольны сотрудничеством и с Группой «СОК». В частности, с входящим в эту группу ООО «Соло» — эксклюзивным дистрибьютором запчастей к автомобилям ВАЗ. Планируете ли вы прекратить сотрудничество с «СОКом» с нового года?
— Эта информация не отражает действительного положения дел. Мы уважаем Группу «СОК», так же как и других наших партнеров. И не намерены прекращать с ней сотрудничество. Но все предыдущие договоры с партнерами завода накануне нового года внимательно изучаются на предмет экономической целесообразности их продления. АвтоВАЗ намерен чаще прибегать к тендерной основе закупок, чтобы до минимума снизить свои издержки.
— Появились сообщения о возбуждении уголовных дел против топ-менеджеров АвтоВАЗа и руководства предприятий-смежников. Вы могли бы назвать имена этих менеджеров?
— Вопрос возбуждения уголовных дел не в моей компетенции. Если кто виноват, этим должны заниматься правоохранительные органы.
— Найдется ли в вашей команде место для бывшего генерального директора—президента АвтоВАЗа Виталия Вильчика?
— Этот человек — высококвалифицированный профессионал и очень много полезного сделал для завода. Мы надеемся, что он и дальше останется в нашей команде.
— Вы упомянули в качестве одной из главных надежд АвтоВАЗа модель LADA Kalina. Но многие эксперты высказывают сомнения по поводу того, что завод сможет полностью загрузить построенный для Kalina конвейер на 220 тыс. машин в год.
— Я уверен, спрос на эту машину в нашей стране даже превысит эту цифру. Автомобиль очень качественный, а по цене — ниже своих зарубежных конкурентов. Уже сейчас очередь на него у дилеров выстроилась до апреля следующего года. Так что в успехе Kalina я нисколько не сомневаюсь.
— Минимальная сумма, необходимая для создания новой модели, составляет около $1 млрд. Где АвтоВАЗ может найти такие деньги?
— АвтоВАЗ и сегодня является финансово эффективным предприятием. В нашей работе мы рассчитываем существенно сократить издержки, повысить рентабельность производства. Соответственно, появятся и дополнительные доходы. К тому же сейчас активно помогать автопрому обещает государство. Посмотрите, ни в одной стране мира, где есть развитая автомобильная промышленность, не обходилось без помощи государства. Сейчас Роспром подготовил предложения в правительство о выделении российскому автопрому до 2010 года в общей сложности $5 млрд. Наша задача состоит в том, чтобы от этих денег была максимальная отдача. Собственно, для чего мы и пришли на АвтоВАЗ.
— И все-таки я не совсем понимаю, почему этого не мог сделать тот же Каданников. В чем истинная причина его ухода?
— Я с большим уважением отношусь к этому человеку. На протяжении последних 15 лет стройная система управления производством рушилась вместе с СССР. Наступили сложные времена вольного рынка, который только сейчас начинает структурироваться и приобретать более или менее стройные очертания. За эти годы Владимиру Васильевичу Каданникову удалось не потерять завод. Я считаю, что в этом его историческое предназначение и главная заслуга. Мы можем по-разному его обсуждать, но я этим не хочу заниматься. Каданников донес до сего дня высокоэффективно работающий завод. Честь ему и хвала за это!
— И все-таки… Каданников тоже был человеком государственным. Всю жизнь проработал на АвтоВАЗе. Руководил им 17 лет. И тем не менее так и не смог вывести завод на мировой уровень. Почему же у вас это должно получиться, если не получилось у него?
— Почему ему не удалось — я не знаю. А в то, что нам удастся, — верю!
— Вы умнее и энергичнее?
— Насчет умнее — не знаю. А то, что моложе — мне 45 лет, — это факт.
— И все же, почему Каданников ушел?
— Отдохнуть, возможно, захотел. Мне сложно за него говорить. Спросите у него сами.
— Что будет с АвтоВАЗом после того, как вы справитесь с первоочередными задачами? Завод останется у государства или контрольный пакет будет продан частным инвесторам? Или же сольется с более крупным иностранным концерном?
— Мой план — поднять завод на тот уровень, которого он заслуживает. Что дальше будет? Не хочу загадывать.
— Вас избрали генеральным директором—президентом АвтоВАЗа. Но живете вы в Москве. Планируете управлять предприятием из столицы?
— Нет, я прекрасно понимаю, что управлять таким гигантом, как АвтоВАЗ, из Москвы нереально. Поэтому готовлюсь к переезду в Тольятти. Мы уже обсудили это с семьей. Моя жена переезжает вместе со мной. Сын учится сейчас в 9-м классе — тут сложнее. Но мы что-нибудь придумаем. Так что работать и жить я буду в Тольятти.