ОБРАЗОВАНИЕ: ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт), факультет Информатики и телекоммуникаций.
КАРЬЕРА: Основал свой бизнес с 18 лет.
С 1998г. по н.в. основатель и директор ГК «Волга-инфо»
УВЛЕЧЕНИЕ: настольный теннис, дайвинг, мотоциклы.
СЕМЬЯ: Женат, двое детей – двойняшки Екатерина и Максим.
Информация – залог успеха
«Кто владеет информацией – тот владеет миром». На рынке недвижимости ее и вовсе можно назвать определяющей. Одним из самых популярных порталов о недвижимости в Самарской области по праву можно назвать «Волга-инфо».
– С чего началось ваше увлечение программированием?
– Мой отец и дядя занимались радиоэлектроникой, так что я с самого детства был погружен в этот мир схем, паяльников, проводников. У меня очень рано появился один из самых первых компьютеров – ZX Spectrum, который загружался с магнитофона. Имеющиеся к нему игры мне быстро надоели, и я начал пробовать писать их сам. Так и началось мое увлечение программированием. В старших классах школы я даже занял первое место в областной олимпиаде по прикладному программированию за написание софта для агентств недвижимости, с которого и начался мой бизнес.
– Вы начали свой бизнес сразу после школы. Причем в то время, когда молодые предприниматели были скорее исключением, чем правилом. Что послужило для вас основным толчком?
– После выхода на пенсию мой отец стал директором агентства недвижимости «Жемчуг». На тот момент эта сфера рынка только начинала развиваться и открывала широкое поле возможностей. Практически сразу стало ясно, что главная проблема риелторов – обмен информацией. Интернет находился в зачаточном состоянии и стоил безумных денег, поэтому агентства пользовались только печатными изданиями, что было крайне неудобно. Именно тогда, еще учась в школе, я создал свой первый программный продукт – базу недвижимости REalternет, основанную на принципе абонентского обслуживания. Ничего подобного на тольяттинском рынке тогда не существовало. Это был удобный инструмент для поиска и размещения информации, причем структурированной.
Первоначально проект существовал под крылом «Жемчуга». Это сильно помогло на первоначальном этапе – я работал и параллельно учился у отца основам предпринимательства. Но проблема была в том, что нас ассоциировали с агентством недвижимости, а никто не хотел работать на конкурентов. Поэтому через некоторое время я решил сосредоточиться именно на информационном бизнесе, и REalternет превратился в отдельную организацию.
– Как программный продукт в итоге превратился в популярную интернет-площадку, а затем и в группу компаний?
– Рынок информационных услуг напрямую связан с развитием технологий. К началу 2000-х годов интернет стал набирать все большую популярность, и мы поняли, что пришла пора выходить в онлайн. Программисты «Атаки Высоких Технологий» сделали нам первую страничку на своем сервере с возможностью выбора объекта по заданным характеристикам. Для агентств недвижимости и самих продавцов-покупателей это было огромным шагом вперед. Постепенно стали появляться и другие разделы – новости, статьи, аналитика, форум. Сайт превратился в информационную площадку для широкого круга пользователей, поэтому мы решили, что название REalternет уже не отражает сути. Так, собственно, и появился «Волга-Инфо».
Со временем мы расширили перечень инструментов. В 2002 г. вышел первый номер тематического журнала «Волга-Инфо», который до сих пор пользуется большой популярностью. В 2008 г. появилась еженедельная газета «Волга-Инфо. Недвижимость», ориентированная в большей степени на потребителей.
– В этом году вы запустили новый проект – портал RADVER.RU. Расскажите о нем подробнее.
– RADVER.RU – удобный каталог недвижимости с большим перечнем различных сервисов, включая интерактивные карты. Здесь могут размещать объявления о продаже не только риелторы, но и частные лица.
Но, пожалуй, главная «фишка» портала – сервис, который позволяет агентствам недвижимости получить готовый сайт «под ключ». Все, что нужно, – выбрать шаблон и загрузить необходимую информацию. И это не просто имиджевая страничка, а полноценный сайт с возможностью управлять базой объектов, размещать новости, вести блог и т.д. Причем все эти функции легко выполняются через личный кабинет. Нет необходимости сложного администрирования, как в случае с обычным сайтом. У нас уже достаточно много клиентов, которые отказались от собственных сайтов и предпочли работать через RADVER.RU.
– Кто сегодня составляет вашу основную аудиторию?
– Основная категория – это профессиональные участники рынка. На сегодняшний день к сервисам портала «Волга-Инфо» подключено порядка 700 агентств недвижимости. Значительную долю пользователей составляют застройщики, оценочные компании, банки и финансовые организации. Нашими услугами по оценке объектов пользуются органы внутренних дел и юридические компании. Ну и, конечно, большую часть аудитории составляют частные лица – сами продавцы и покупатели недвижимости. На портале они получают необходимую информацию: что предлагает рынок, какие банки дают ипотеку, какие новые дома строятся, какова динамика цен и т.д.
– В каком направлении вы видите дальнейшее развитие вашего бизнеса?
– Сегодня все больше компаний разных сфер деятельности устремляется в интернет, переводя все процессы работы в онлайн-режим. Однако само по себе присутствие в интернете уже не означает автоматического успеха. Мало быть просто базой недвижимости. Нужно двигаться дальше, создавать новые инструменты работы.
На данном этапе цель группы компаний «Волга-Инфо» – стать полноценным рабочим местом риелтора. Для этого мы расширяем перечень различных электронных сервисов: управление базой, онлайн-заказ документов, работа с электронными и цифровыми печатями, фильтрация заявок клиентов и т.д. То есть мы собираем весь необходимый инструментарий в одном месте и делаем его максимально удобным в управлении.
Помимо этого расширяется перечень дополнительных услуг. Например, агентства недвижимости, размещающие свои объекты на RADVER.RU, могут воспользоваться бесплатной автоматической выгрузкой на другие порталы и доски объявлений.
– Рынок информационных услуг в сфере недвижимости развивается очень активно. В регион все чаще выходят различные федеральные проекты, пытающиеся переманить клиентов на свои площадки. За счет чего вам удается удерживать свои позиции на рынке?
– Мы ближе к целевой аудитории и знаем, чем она живет. Мы работаем напрямую со всеми участниками рынка недвижимости, что позволяет создавать не только максимально полную, но и максимально подробную информационную базу. Большинство сайтов, по сути, предлагают клиенту только фото объекта и его цену. Но в большинстве случаев это вовсе не означает, что вы можете пойти и завтра же купить эту квартиру. За каждым объектом скрывается множество нюансов, которые необходимо учитывать при сделке – обмен, ипотека, материнский капитал, отсутствие документов и т.п. Я считаю, что за счет тесной работы непосредственно с риелторами нам удалось создать профессиональное программное обеспечение, которое предоставляет максимально полную информацию. Чем больше информации – тем выше эффективность.
Проблема многих новых проектов в сфере информационных услуг состоит в том, что они хотят заработать здесь и сейчас. Они живут по принципу «расти, пока не лопнешь». Мы с самого начала придерживаемся совершенно иной стратегии. Мы хотим работать долго, а для этого нужно усердно трудиться, постоянно развиваться, выстраивать партнерские взаимоотношения с каждым клиентом. Только так достигается стабильность бизнеса.