В Самарской области отметили День российского студенчества. Сейчас в регионе более 100 профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются почти 190 000 студентов.
На федеральном уровне реализуется комплекс мер поддержки талантливой молодежи. Кандидаты наук, студенты, аспиранты получают гранты, стипендии, премии президента страны. Созданы 15 научно-образовательных центров, которые объединяют научные и образовательные организации с компаниями реального сектора экономики. Цель НОЦ — достижение мирового лидерства в научно-технологическом развитии.
Один из ведущих научно-образовательных центров — «Инженерия будущего» — был создан по поручению губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Сейчас он объединяет 6 регионов страны. Еще одной точкой притяжения для студентов разных вузов страны, площадкой для подготовки молодых специалистов станет межвузовский кампус, который планируют построить в регионе.
Строительство межвузовских кампусов ведется в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Проект межвузовского кампуса Самарской области был признан одним из лучших в стране — регион получит софинансирование из федерального бюджета на реализацию масштабного проекта. Это стало возможным благодаря системной работе областного правительства. Проект кампуса разрабатывался под личным контролем Дмитрия Азарова. Осенью прошлого года глава региона представил проект президенту и заручился его поддержкой.
Создание кампусов позволит вовлечь как можно больше талантливой молодежи в науку, повысить включенность профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере. Сегодня это крайне важно для обеспечения технологического суверенитета страны.
«Наши студенты настойчиво овладевают знаниями и профессиональными навыками, чтобы уже совсем скоро влиться в коллективы предприятий авиационно-космического, автомобилестроительного и нефтехимического кластеров, стать врачами или педагогами, строить дома или развивать сельское хозяйство, заниматься научной деятельностью или служить искусству. Какой бы путь вы ни избрали, студенческая среда позволяет каждому из вас реализоваться и как специалисту, и как личности с активной жизненной позицией,- подчеркнул в своём обращении по случаю Дня российского студенчества Дмитрий Азаров. — Уверен, вы и дальше сможете совершать открытия, задавать тренды и формировать вектор развития в различных сферах деятельности не только в губернии, но и в других субъектах нашей страны. Но, конечно, я рассчитываю, что, получив достойное образование, вы будете применять свои знания и навыки на пользу и во благо нашего родного края».
Для развития образовательной, научной и творческой деятельности талантливых детей и молодежи, вовлечения их в решение социально-экономических задач Самарской области студенты, аспиранты и молодые ученые получают региональные меры поддержки. Ежегодно более 600 человек становятся получателями различных видов стипендий, денежных выплат, премий.
Так, более 200 человек получают стипендии Губернатора Самарской области, 100 человек — областные стипендии имени П.В.Алабина. Кроме того, премии Губернатора получают студенты профессиональных образовательных организаций и вузов региона, достигшие значительных результатов в учебной, научной, общественной, культурной и спортивной деятельности. Студенты, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и вузах, ведущих аэрокосмические изыскания, на территории Самарской области получают областные премии имени Д.И.Козлова. Стипендии имени Кузнецова выплачивают молодым ученым, которые проходят обучение в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П.Королёва.
Ежегодно для привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к выполнению научно-исследовательских работ в области гуманитарных, общественных, технических наук и естествознания проводится областной конкурс «Молодой ученый». По поручению главы региона в прошлом году были увеличены выплаты победителям областного конкурса «Молодой ученый». Теперь размер поощрений для студентов составляет 50 тысяч рублей, для аспирантов и соискателей – 100 тысяч рублей, для кандидатов – 150 тысяч рублей.
Система, которая выстроена в СамГМУ, позволяет студенту стать инноватором и развить свою идею до конкретного продукта. У вуза есть собственный Институт инновационного развития. Осенью прошлого года министр здравоохранения страны Михаил Мурашко вместе с губернатором Дмитрием Азаровым дали старт серийному производству инновационной продукции СамГМУ в индустриальном парке «Преображенка». Площадка создана для масштабирования накопленного опыта университета в разработке и выпуске инновационных медицинских изделий и их ускоренного вывода на рынок, способствуя обеспечению технологического суверенитета России в профильной области.
Благоприятная среда, созданная в вузе для поддержки молодых ученых, помогает студентам совершать новые открытия. Так, коллектив авторов разработал симулятор оказания первой медицинской помощи при инсульте и инфаркте с использованием технологии виртуальной реальности (VR). Особенность такого тренажера в том, что он учит оказывать первую помощь в стрессовых ситуациях — к классическим клиническим рекомендациям добавлена методика по тренировке стрессоустойчивости. Руководителем проекта выступила студентка Института клинической медицины СамГМУ Нина Копаева, которая выиграла грант на реализацию проекта в конкурсе «УМНИК».
«Когда подавали заявку на «Умник» решили сделать проект с VR, поскольку в университете развивается направление виртуальных технологий, – рассказывает научный руководитель. – Мы уверены, что тренажер поможет не только нашим студентам, но и школьникам, обычным людям, желающим развить навыки оказания первой медицинской помощи. Важно вовремя распознавать признаки инсульта и инфаркта, поскольку это может спасти жизнь человеку», — рассказывает научный руководитель Нины и руководитель лаборатории 3D-моделирования Айкуш Назарян.
Нина Копаева отмечает, многое становится возможным благодаря огромной поддержке опытных наставников: «Мы делаем первые шаги в науке, медицине, а наши преподаватели, научные руководители направляют нас, дают советы, поддерживают на всех этапах обучения. Айкуш Карлосовна, например, помогла мне найти программистов, собрать профессиональную команду, с которой мы воплотили проект в жизнь. Я могла позвонить ей буквально в любое время дня и ночи, она всегда откликается, помогает в сложных вопросах».
Самарские студенты — и активные участники масштабных творческих проектов. В прошлом году на несколько дней Самара стала молодежной столицей страны, приняв у себя юбилейную Российскую студенческую весну. Ежегодно в регионе проходит Окружной молодёжный форум iВолга, конкурс «Лидеры России», областной конкурс по присуждению премии в области развития профессионального образования «Студент года».
«Активность и сплоченность многочисленных молодежных организаций, волонтеров и студенческого сообщества позволяют на высоком уровне реализовывать в губернии не только региональные и окружные молодежные программы, но и крупные федеральные мероприятия. Зачастую студенты являются инициаторами многих акций и флагманских проектов, которые получают поддержку со стороны Правительства Самарской области и выходят за пределы региона», — отметил заместитель министра образования и науки Самарской области – руководитель департамента по делам молодежи Сергей Бурцев.
Гражданская позиция самарских студентов не позволяет им оставаться в стороне в сложное для страны время. Так, в этом году учащиеся Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, университета путей сообщения, колледжа сервисных технологий и дизайна вышли с предложением открытия мастерских по изготовлению маскировочных сетей на базе образовательных организаций региона. Ребята самостоятельно изготовили станки для плетения и теперь проводят мастер-классы по созданию качественной продукции столь необходимой для наших военнослужащих.
В преддверии Татьяниного дня молодые люди собрались в Самарской библиотеке № 8 на литературный вечер-квартирник «Патриот – имя собственное», где презентовали военно-патриотические произведения собственного сочинения, прочитали стихи известных поэтов.