Первое полугодие АВТОВАЗ закончил без прибыли и продолжил нести операционные убытки. Этого в компании не скрывают и открыто об этом говорят.
Кризисная ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке, потрепала большинство игроков, заставив некоторых свернуть бизнес и уйти, сократить рабочие места, пересмотрев объёмы производства. В этом отношении ситуация на АВТОВАЗе стабильна и даже несколько нелогична: нет принудительного сокращения персонала, зато идёт соблюдение всех обещаний по «социалке» и увеличение заработной платы.
Для начала краткая справка: по итогам первого полугодия российский рынок «просел» на 36.4% (согласно данным Ассоциации европейского бизнеса); продажи автомобилей Lada упали на 27%; реальный уровень производства на АВТОВАЗе на 150 000 автомобилей меньше, чем было заложено в бюджет компании.
Своим видением ситуации поделился президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. По словам господина Андерссона, на ситуацию оказывает влияние целый комплекс причин:
1. сокращение объёмов продаж;
2. рост закупочных цен, что привело к увеличению статьи расходов на 10 миллиардов рублей;
3. в 2015 году приблизительно на 50% упал уровень заказов на сборку автомобилей альянса Renault-Nissan (при этом нынешние объёмы позволяют обеспечить работой 10 000 человек).
Также отмечается, что на формирование свободного денежного потока повлияли инвестиции в проекты по созданию и подготовке к выпуску двух новых моделей Lada – Vesta и Xray. Объём инвестиций составил порядка 30 миллиардов рублей, из которых 25 миллиардов АВТОВАЗ вложил из собственного бюджета.
«Наши планы искать и находить варианты постоянного снижения затрат по всем направлениям, чтобы выйти на прибыль, – цитирует Бу Андерссона газета «Волжский автостроитель«. – АВТОВАЗ продолжит улучшать операционную эффективность, чтобы выйти из кризиса победителем. У нас нет другого выхода. Нам нужна конкурентная и эффективная база поставщиков, и мы делаем всё, чтобы добиться этого результата. Также мы видим большой потенциал в локализации производства. И, конечно, самое важное в этом году – правильно запустить новые модели Lada – Vesta и Xray«.
Важное место в программе антикризисных мер АВТОВАЗа занимает пункт сохранения стабильности коллектива. Как сообщалось ранее, с 1 июня на 6% была повышена зарплата рабочих. Также на предприятии введена система грейдинга, предполагающая только рост заработной платы – никакого уменьшения. Изменения коснулись и «тринадцатой» зарплаты – её теперь не будет; вместо этого рабочие будут получать бонус в зависимости от доли в прибыли. Пока АВТОВАЗ, как мы отметили выше, прибыли не получает, но если ситуация изменится, президент пообещал сообщить об этом.