Рост затрат на содержание авто и их страхование может привести к росту цен на поездки в такси для пассажиров, пишет «Парламентская газета» со ссылкой на Общественный совет по развитию такси.
В 2022 году большинство российских таксопарков столкнулись с нехваткой или слишком высокой ценой на запчасти, в связи с чем часть из них не планируют в ближайшее время обновлять парк машин. Только 38 процентов из 170 опрошенных представителей таксопарков планируют покупать новые машины в 2023 году, еще 29 процентов сообщили, что точно не будут этого делать, а оставшаяся треть следит за развитием ситуации на авторынке.
В последние годы отрасль бурно росла, поэтому пока парк такси в России — молодой: девяносто процентов машин — не старше пяти лет. В компании «Яндекс», владеющей крупнейшей службой заказа такси в стране, «Парламентской газете» подтвердили сложности с обновлением авто. Проблемы, отметили там, начались еще в пандемию, а в прошлом году усугубились из-за ухода из России крупных автопроизводителей.
«Наиболее остро дефицит ощущается в эконом-сегменте, где нужны недорогие, но надежные и ремонтопригодные модели», — сообщили в пресс-службе агрегатора. Там добавили, что ведут переговоры со всеми поставщиками автомобилей, чтобы обеспечить таксопаркам приемлемые условия для закупки и обслуживания машин. Авто приобретаются в том числе в лизинг.
Обратить внимание бизнесменов на отечественный автопром решили в Совете Федерации. Там разработали законопроект об обязательном уровне локализации деталей такси, который установит кабмин, аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Кроме того, таксопарки при необходимости могут воспользоваться федеральными и региональными мерами господдержки.
В сентябре вступит в силу новый закон о такси, по которому, в частности, за жизнь и здоровье пассажира во время поездки будет отвечать не только конкретный водитель, но и таксопарк, и агрегатор, передавший заказ. То есть об обеспечении безопасности нужно будет думать на всех этапах — чтобы потом не платить компенсацию. В «Яндексе» рассказали, что уже работают над этим: в поездках используется технология мониторинга скорости и маневренности, которая замечает у водителя превышения, резкие торможения, ускорения и повороты. Компания сейчас добровольно страхует поездки на случай ДТП, а вскоре оформление страховки станет обязательным для всех.
Увеличение затрат на страхование и высокая стоимость новых авто и запчастей приведут к росту цен на поездки, спрогнозировали в Общественном совете по развитию такси. Он, скорее всего, не будет резким, но в течение года перевозки могут подорожать на 10-20 процентов, считают в Общественном совете по развитию такси.