АВТОВАЗ приостановил сборку Lada в Казахстане, на крупнейшем для себя экспортном рынке. Это произошло из-за того, что местные власти выставили неустойку в 30,8 млрд руб. местной площадке «Азия Авто» за предполагаемое неисполнение обязательств по промсборке. Сейчас на заводе в Усть-Каменогорске идут сокращения, а АВТОВАЗ значительно просел в продажах на этом рынке, ожидая решения апелляционной инстанции по возврату льгот, пишет «Коммерсант».
Это стало следствием разрыва соглашения о промсборке с «Азия Авто», по которому тому предоставлялись льготы, а также возвращался утильсбор. По данным “Ъ”, конвейер был остановлен еще в ноябре, когда было расторгнуто соглашение. 3 февраля «Азия Авто» проиграла суд первой инстанции по возмещению полученных льгот — Министерство индустрии и инфраструктурного развития требует от предприятия вернуть государству 173,9 млрд тенге (30,8 млрд руб.). В министерстве говорили, что все компании, кроме «Азия Авто», слово сдержали и свои обязательства перед государством выполнили в полном объеме и в срок, введя в эксплуатацию оборудование по сварке и окраске.
Предполагалось, что в дальнейшем производство Lada в Казахстане разместится на заводе полного цикла «Азия Авто Казахстан» мощностью 120 тыс. штук в год с инвестициями $840 млн. Но эта площадка до сих пор не запущена.
Разбирательство о невыполнении условий промсборки совпало с запуском «Сарыаркаавтопрома», где производятся старые модели Chevrolet, а также площадки сборки Hyundai «Астана Моторс». На «Сарыаркаавтопром» перешел и выпуск Kia, которые долгое время собирались на «Азия Авто». По данным “Ъ”, предложение о переносе производства на эту площадку поступало и российскому концерну. В АВТОВАЗе отметили, что внимательно отслеживают ситуацию и «уже изучают альтернативные варианты сохранения формата присутствия Lada и непрерывного предоставления услуг клиентам в Казахстане».