1 ноября 2010 13:21
12279

Живущие в сети. Развитию многоуровневого маркетинга в Тольятти способствовал кризис

По данным опроса ВЦИОМ, 37% россиян положительно относятся к покупке товаров через распространителей, а 33% готовы сами вступить в их ряды. Сетевой маркетинг вызывает все меньше недоверия, поглощая в себя все большее пространство рынка. Однако психологи называют многоуровневый маркетинг скрытой манипуляцией и даже сектантством. О двух сторонах «сетевой» медали в Тольятти, о том, кто и как стремится ею заработать и на какую кривую выведут прямые продажи, выяснял «ПН».

Деньги делают деньги

Технология прямых продаж появилась, естественно, в США. В 1868 году первой продукцией, которую предлагали от дома к дому, стала Библия. Концепция же многоуровневого маркетинга зародилась чуть позже, в 1934 году, из простой идеи простого американского предпринимателя Карла Ренборга. Каждый, кто убеждался на своем опыте в результативности пищевых добавок, которые производила его корпорация, должен был передать этот опыт своим друзьям.

К 2002 году уже более 13 миллионов американцев передавали знакомым и незнакомым людям свои восхищенные отзывы от использования кремов, БАДов, витаминов, средств для похудения. Годовой объем рынка в тот период составлял почти $29 млрд, в России он едва достигал отметки в $600 млн. Впрочем, весь российский рынок тогда насчитывал не более 1,5 млн распространителей.

Прибыль на ступенях

«Все мы родом из «Гербалайфа», – вздыхает представитель одной из компаний, работающих по принципу прямых продаж, на вопрос, откуда растут корни тольяттинского сетевого бизнеса. Лекции о пользе шведских биодобавок к пище захватили внимание тольяттинцев в 1996 году. «Тогда же родилось и недоверие к многоуровнему маркетингу, – считает Татьяна Тавицкая, профессионал корпорации пищевых биодобавок «Сибирское здоровье». – Скандал вокруг возможного вреда продуктов шведов породил у населения кризис доверия ко всем остальным компаниям, работающим по тому же принципу».

Тем не менее индустрия тольяттинских сетевых продаж успешно развивается, и никто не берется за точный подсчет предпринимателей, задействованных в этом бизнесе. Технология же работы осталась неизменной. Ее суть – в немедленной прибыли, которая приведет к следующим, более солидным деньгам, которые рождают другую, еще более ощутимую прибыль. Это на языке участников рынка называется «лестницей успеха». Ступени, ведущие вверх, у всех одинаковые, различия лишь в их названиях и суммах товарооборота, необходимых для поднятия на каждую из ступеней.

Евгений Сараев, предприниматель компании Amway, в бизнесе только два месяца. За это время он прочно утвердился на первой ступени, осуществляя продажи в 10 тыс. рублей в месяц. В других компаниях требуемый товарооборот ниже. Например, продажа косметики на 3,5 тыс. обеспечивает первый уровень в косметической системе Oriflame в звании консультанта фирмы.

Для продаж необходимо обрасти сетью «родственных душ» (на первых порах это друзья и знакомые), готовых приобретать данную продукцию. Чем больше таких друзей-знакомых, тем ближе вероятность перехода на следующую ступень. Чтобы встать на «серебряный уровень» Amway и зарабатывать 20 тыс. рублей в месяц, надо иметь под собой постоянную команду из 21 человека, которые, находясь уровнем пониже, имеют свою сеть консультантов. Таким образом, выстраивается целая пирамида из старших менеджеров, бриллиантовых директоров, национальных лидеров.

Ольга Транквиллевская, старший лидер бизнес-группы в Тольятти компании Mary Kay: «У меня ушло 5 лет на то, чтобы мой доход составлял 50 тыс. в месяц. В Тольятти сейчас 10 лидеров бизнес-групп. Этого высокого статуса достигают около 2% из 100% пришедших в компанию».

«Доходы представителей «верхушки» системы сложно как-то подсчитать. Эти люди, пришедшие в бизнес еще в начале 90-х, делали свое состояние 15 лет», – говорит Евгений Сараев. Вершина «лестницы успеха» корпорации «Сибирское здоровье» – звание золотого национального лидера. Однако, по словам Татьяны Тавицкой, его еще никто не добился – не только в Тольятти, но и вообще в мире.

Про и контра

По словам участников рынка, город только начинает всерьез открывать для себя сферу сетевого маркетинга. «Сегодня в Тольятти на одного консультанта сетевого маркетинга приходится около 1 тыс. человек», – говорит Фания Мазитова, сапфировый директор компании Oriflame.

При этом рынок прямых продаж развивается даже в самое неблагоприятное для всего остального бизнеса время. В 2008 году рост товарооборота корпорации «Сибирское здоровье» составил 68%, в 2010-м – 81%. Как отмечают представители компаний, с волной увольнений в период кризиса появилось больше кандидатов, готовых пополнить их ряды. Еще одна причина – в постоянном сбыте товара. «Даже в кризис люди будут мыться, лечиться, краситься», – объясняет госпожа Мазитова.

Но есть и те, для кого перспективы сетевого маркетинга не столь однозначны. Артур Чубаркин, президент городской ассоциации психотерапевтов, уверен, что изначально сетевой маркетинг возможен потому, что у людей есть психологически слабые места: «Манипуляция сетевого маркетинга – пролезть через эти слабые места к деньгам человека. В России это болезнь. Аналогично алкоголизм возникает, когда есть эмоциональные проблемы и депрессия, а это в той или иной степени присуще 70% населения. Юридически все идеально обосновано, но это вариант узаконенного мошенничества».

Источник: Понедельник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: