28 июля 2009 11:28
21658

«Титаник» на Волге

В промышленных городах давно трудности, где-то люди уже перекрывали трассы, где-то областные власти сумели спустить дело на тормозах. В августе 110 000 рабочих в Тольятти будут получать две трети зарплаты. Начиная с сентября — половину.

Премьер Владимир Путин уже распорядился «подумать, что делать с заводом». Но ответа на этот вопрос ни в правительстве, ни на самом АвтоВАЗе не знают. Якобы завозят ОМОН на случай волнений.

У всей крупной промышленности проблемы, но именно АвтоВАЗ рискует не пережить кризис вовсе. И дело идет к серьезным социальным протестам в 700-тысячном городе.

ХВОСТ ПО ЧАСТЯМ

25% акций АвтоВАЗа принадлежат Renault, и обсуждать, что делать с конвейером, 16 июня совет директоров снова собрался в Париже. 25 млрд рублей убытка в прошлом году, больше 50 млрд рублей долга и катастрофическое падение спроса. Нераспроданные «Калины» и «Приоры» девать некуда.

На парижском совете останавливать конвейер не решились. Не прошло и радикальное предложение сократить персонал на 30%. По данным Newsweek, решающую роль сыграла позиция члена совета директоров и губернатора Самарской области Владимира Артякова. Наказ во что бы то ни стало держать рабочие места остается руководством к действию для всех губернаторов, и Артяков не исключение. За несколько дней до поездки во Францию он встречался с премьером Владимиром Путиным, и тот поручил ему «присматривать» за ситуацией на АвтоВАЗе.

В итоге в июне АвтоВАЗу прописали 20-часовую рабочую неделю с сентября этого года по февраль следующего. Все это время сотрудники будут получать половину зарплаты. Рабочие, разумеется, стали роптать. Но ситуация продолжала ухудшаться.

Выделенные государством 25 млрд рублей «безвозвратной ссуды» на заводе быстро проели. Если верить начальнику пресс-службы АвтоВАЗа Александру Шмыгову, 8 млрд ушли на уплату кредитов Сбербанка и ВТБ, остальное — на погашение задолженности перед поставщиками и пополнение оборотного капитала. Но новые автомобили все равно было девать некуда, их число достигло 85 000. АвтоВАЗ начал обширную программу скидок. Взялись за менеджеров: количество вице-президентов с 26 урезали до 11, объявили о сокращении на 20% должностных окладов. Мэрия с помощью федерального бюджета взяла под свое крыло часть социальных объектов компании.
Все это не помогло. В минувший четверг и. о. президента АвтоВАЗа Игорь Комаров объявил, что главный конвейер останавливается с 3 по 31 августа. Об этом объявили в отсутствие президента компании Бориса Алешина, и сразу пошли слухи о его отставке. Собеседники Newsweek в руководстве завода считают возможным преемником Комарова.
Сам Алешин называет все это ерундой. Он рассказал Newsweek, что уже в начале августа вернется к работе, а решение остановить конвейер принято с его согласия. Это трудный, но неизбежный шаг, говорит Алешин, но в мире придумали не так уж много способов реагировать на резкое падение спроса.

ТРАССА МОСКВА–ЧЕЛЯБИНСК

Кого там наверху снимут, а кого поставят, штамповщице Анне Перовой все равно, ее больше волнует новость, что с сентября она будет получать около 7000 рублей в месяц. «Чуть меньше половины я отдам за коммунальные услуги. Как мне жить на оставшуюся зарплату, я не представляю», — вздыхает Перова. Кому-то придется еще хуже. «У многих рядовых сотрудников зарплата 8000 рублей, — объясняет рабочий Антон Вичкурин. — Как прожить на две трети, неизвестно. На заводе работают много приезжих из деревень Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областей. Куда они пойдут? Дома их никто не ждет».

В ближайший четверг, 6 августа, независимый профсоюз «Единство» проведет акцию протеста. Для начала соберут скромный митинг — не более сотни участников. «Мы понимаем, что сейчас непростая экономическая ситуация, — говорит лидер профсоюза Петр Золотарев. — Мы даже готовы сотрудничать с администрацией. Но мы хотим, чтобы все было как можно более прозрачным. Ходят слухи о каких-то фирмах, которые получают от завода долгосрочные кредиты, об окладах топ-менеджеров в сотни тысяч долларов».

Команда, которую привела на АвтоВАЗ госкорпорация «Российские технологии», действительно зарабатывала неплохо. К выборам в Думу в 2007 году Владимир Артяков задекларировал 1,4 млрд рублей, заработанных в 2006 году, когда он возглавлял АвтоВАЗ.

В областной администрации явно испугались. По данным Newsweek, на недавнем совещании губернатор Артяков пугал подчиненных, что скоро люди перекроют федеральную трассу Москва–Челябинск. Областные власти стали готовиться реагировать.

Мощные социальные протесты в Тольятти — вполне реальная перспектива. «У нас есть информация, что в одно из общежитий заселены омоновцы из другого региона», — говорит Золотарев. В городе все настойчивее ходят слухи о появлении нескольких единиц техники, обычно используемой для разгона массовых акций протеста. Милиция отказывается комментировать.
К тому же эти странные совпадения. Об остановке завода объявили в среду, а в четверг городская милиция решила провести учения. Колонны автомобилей с включенными мигалками неслись, обгоняя автобусы с людьми, которые возвращались с работы. В этот же день из ремонта в вазовскую пожарную часть вернулись несколько пожарных машин, и люди занервничали еще больше.

Пока областные власти дуют на воду: в августе ждать социального взрыва не стоит. Судя по тому, что они говорят, рабочие собираются провести свой вынужденный отпуск на даче. Настоящих волнений, прогнозирует Золотарев, следует ожидать не раньше середины сентября, когда рабочие увидят, что жалованья им едва хватает на жизнь. Сентябрь, соглашается ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков.

Сразу два связанных с АвтоВАЗом источника говорят, что готовится сокращение 40% инженеров и управленцев. На самом заводе вовсю обсуждают угрозу массовых увольнений рабочих. Вице-президент АвтоВАЗа по персоналу Сергей Наумов эти слухи настойчиво опровергает, но даже глава департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков полагает, что в ближайшие месяцы сократят около 20 000 человек, и предупреждает: «Городу такое количество безработных просто не переварить».

Глава официального профсоюза на ВАЗе Николай Карагин успокаивает: в случае массовых сокращений работодатель обязан за три месяца уведомить профсоюз, а он никаких уведомлений не получал. Карагин предполагает, что компания будет действовать мягко: не принимать людей на место ушедших на пенсию и уволившихся по собственному желанию. Таким образом к концу года можно будет избавиться от примерно 3000 человек.
«Проводить массовые сокращения в условиях, когда ты не знаешь, что будет завтра, просто бессмысленно, — заявил один из менеджеров завода. — Сегодня мы работаем в одну смену и не можем продать даже половины того, что произвели, а завтра кризис закончится — и где нам тогда искать рабочих?» Но такая логика может и не сработать. Дело не только в падении спроса — АвтоВАЗ может быть объявлен банкротом, и тогда все равно без массовых увольнений не обойтись. Этот сценарий уже не выглядит фантастическим.

ДВА ВАРИАНТА

Борис Алешин о банкротстве и слышать не хочет: «Если компания занимает 27% рынка, то любому ясно, что ей нужно заниматься: сокращать издержки, повышать продажи и прибыль». Но ни старая команда Владимира Каданникова, контролировавшая завод до 2005 года, ни пришедшие потом люди Сергея Чемезова с этими задачами не справились. «АвтоВАЗ вообще не демонстрирует способности к модернизации. Менеджмент — ни старый, ни новый — не прогрессирует», — считает главный экономист Центра развития Валерий Миронов.

В правительстве это понимают. Владимир Путин, со слов источника в Белом доме, уже распорядился подумать, что делать. Пока в правительстве демонстрируют оптимизм. «Путин в Тольятти не собирается. Мер поддержки АвтоВАЗа более чем достаточно, новых пока не планируется», — говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. По его словам, в правительстве не видят причин для паники, менеджмент завода и губернатор в целом справляются. «О дополнительных бюджетных вливаниях речи не идет», — подтверждает чиновник Минфина.
Но что-то делать придется. По оценкам Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, завод не сможет заработать в нормальном режиме еще год. Столько держать в неопределенности 100 000 людей — большой риск. Но в обычное банкротство АвтоВАЗа, когда на завод придет арбитражный управляющий и начнет распродавать его за долги, Сальников не верит. «АвтоВАЗ дает 2% российского промышленного производства, — объясняет эксперт. — Решения будут приниматься исходя из политических соображений».

«Если АвтоВАЗ встанет, то без работы останутся около полутора миллионов человек по всей России. Это немыслимо», — объясняет бывший первый вице-президент АвтоВАЗа Николай Ляченков. От завода зависят десятки предприятий-поставщиков, решение об остановке конвейера уже посеяло среди них панику. Многие поставщики и так в предбанкротном состоянии из-за того, что АвтоВАЗ рассчитывался с ними векселями, а не деньгами.

Один раз тонущий АвтоВАЗ уже спасали: в 2005 году Кремль передал автогигант из рук Каданникова в руки путинского соратника Чемезова. Мысль была в том, что придет эффективный собственник и поставит наконец завод на ноги. Теперь опять скорее всего будут менять хозяина. Основатель крупнейшего автодилера «Рольф» Сергей Петров категоричен: «Есть всего два варианта. Первый, единственно верный, — передать управление заводу профессионалам, тому же Renault, доведя его долю до 50%. Второй — оставить все как есть».

Аналитик ВТБ Елена Сахнова согласна с тем, что российский завод должен наконец освоить французские технологии. «Это единственный шанс выжить», — говорит она. Но Петров считает более вероятным, что Ростехнологии завод иностранцам не отдадут и окончательно погубят: «То, что сейчас делает руководство завода — остановка конвейера, сокращение рабочей недели, — это перестановка столов на “Титанике”».

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы сможете прожить неделю без интернета?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: