19 сентября 2014 14:45
11774

Александр Максимов: я сомневался в существовании ВИЧ, пока не увидел, как люди умирают

Несколько лет в Тольятти работает телефон доверия для ВИЧ-инфицированных. Звонят женатые мужчины и отчаявшиеся женщины, пьяная молодежь, из зоны звонят и даже из других городов.

– Звонит на днях парень. Плачет. Он изменил своей жене и теперь переживает, что у него ВИЧ. При этом выясняется, что анализ он сдал, анализ отрицательный. Да и презервативом пользовался во время секса. Несмотря на это, его не отпускает страх, что он заразился. Он уже успел начитаться всякого в интернете, нашел у себя симптомы болезни. Я понимаю, что страх его зиждиться на чувстве вины и уверенности, что ВИЧ – это наказание, – рассказывает одну из историй Александр Максимов, равный консультант телефона доверия.

Саша живет с ВИЧ уже 13 лет. Он сам пережил многое из того, что сегодня выслушивает, принимая звонки. Как и все, прошел стадию отрицания болезни. Как все, считал когда-то, что его жизнь кончилась. Теперь это помогает быть волонтером некоммерческой организации в сфере СПИД-сервиса для пациентов «Проект Апрель». Смысл телефона доверия в том и состоит, чтобы разговаривать с людьми с позиции «я такой, как ты».

– Когда я говорю, что у меня самого ВИЧ, разговор сразу становится легче. Человек перестает нервничать, понимая, что на проводе не какой-то там непонятный дядя, который будет учить его жить. Статус равного особенно помогает, когда речь заходит о приеме антиретровирусной терапии. Все эти фразы типа «вы агитируете за лечение, потому что делаете на этом деньги» отбиваются просто: «Какие деньги, ребята?! Я 13 лет живу с ВИЧ». – «Ой, да что вы мне рассказываете!» – «Хотите встретиться?»

Звонки от сомневающихся в существовании ВИЧ неизменно составляют значительную часть телефонных бесед. Кто-то, начитавшись СПИД-диссидентской литературы, просто делится своими сомнениями, кто-то – «включает» наглость: «Мне тут назначили ваши таблетки. Что вы мне расскажете?». Рассказывать приходится долго и подробно о том, чем человек рискует, отказываясь от лечения. И жесткие вещи тоже говорить приходится.

– Чего греха таить, я и сам сомневался в существовании ВИЧ, пока не увидел, как люди умирают, – признается Александр. – Особенно много таких историй было в 2000-х годах. «СПИДа нет», – говорили многие. Однако СПИДа нет до тех пор, пока ты от него не умрешь.  

Нередко на телефон доверия звонят, чтобы проконсультироваться насчет назначенной терапии – боятся сильных побочных действий. 

– Я не врач и терапию не назначаю. Просто, отталкиваясь от своего опыта и опыта других ребят, могу подробнее рассказать о побочках, могу рассеять страхи, объяснить, что на терапии живут долго и счастливо. Я агитирую обязательно пойти к врачу – чтобы человек встал на учет, если еще этого не сделал, чтобы занимался своим здоровьем.

Самые тяжелые разговоры происходят, когда звонят женщины, узнавшие о том, что у них ВИЧ.

– Нередко у женщины начинается настоящая истерика: «Почему я? За что это мне?». И непонимание: «Я ведь хорошая!» – рассказывает Саша. – Такие звонки – надолго. Порой – на несколько часов. Один из них я помню как сейчас. Звонит женщина и говорит: «Я сижу на балконе и сейчас спрыгну». Слово за слово – я понимаю, что это говорится не по пьяной лавочке. Конечно же, я бросаю все дела, и мы с ней разговариваем. Выясняется, что у нее маленький сын, но даже он  –недостаточный стимул, чтобы жить. Ей стыдно и страшно. И главная мысль: «У меня все было хорошо, а теперь ничего нет. Жизнь перечеркнута. Даже если я кого-то полюблю, то кто полюбит меня ТАКУЮ?». Все это она переживает одна, потому что никому из близких не решилась рассказать, что у нее ВИЧ. Мы разговаривали часа два. Я пускал в ход все что мог. Даже пел. Сейчас мы с ней созваниваемся регулярно. Жизнь у нее налаживается, чему я безумно рад. 

Еще одна категория звонков – звонки из мест лишения свободы. Нередко жалуются на перебои с препаратами антиретровирусной терапии. Такие звонки перенаправляются другим волонтерам «Проекта Апрель», которые целенаправленно оказывают помощь заключенным. Но чаще всего из зоны поступают просьбы познакомить с какой-нибудь ВИЧ-инфицированной женщиной – таким образом заключенный, которому осталось сидеть недолго, готовит почву к своему выходу. Свахой Саша, конечно, выступать мягко отказывается, но про терапию опять же напоминает, говорит, что это будет лучшей подготовкой к выходу на волю.

– Бывают и совершенно абсурдные звонки, – делится Саша. – Например, звонит парень и спрашивает: «Если я кровь до 100 градусов прокипячу, вирус умрет?»

Телефон доверия для ВИЧ-инфицированных: 49-01-59.

Сдать тест на ВИЧ можно бесплатно и анонимно в СПИД-Центре (бульвар Здоровья, 25, онкологический корпус, кабинет №7).
 

Цифра

Статистика за август
67 человек узнали в августе, что у них ВИЧ. Самому молодому из них 20 лет, самому возрастному – 61. Всего с начала года зарегистрировано 635 новых случаев инфицирования. Установлено, что среди тех, кто, узнав о диагнозе, встал на учет в СПИД-Центре, 40,9% заразились половым путем, 49,9% – парентеральным (через введение шприца).

Умерли в июле 60 ВИЧ-инфицированных.

Источник: Городские ведомости

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Оцените работу нового мусорного регоператора?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: