07 ноября 2013 13:05
21705

Больницы Тольятти: кому жаловаться на некачественные услуги

Помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти Анастасия Некрасова дала разъяснения, как быть, если качество услуг, оказанных учреждениями здравоохранения города, вас не устраивает.

— Анастасия Александровна, в Тольятти в последнее время участились нарекания в адрес лечебных учреждений: то записаться к врачу невозможно, то качество оказания медицинской помощи оставляет желать лучшего. Возникает два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?».

— Если вам или вашему родственнику в учреждении здравоохранения отказали в медицинской помощи, госпитализация была запоздалой, диагноз поставлен неправильно, лечение назначено неверное, а операция или манипуляция проведены неудачно, в результате чего наступило стойкое ухудшение здоровья (или ухудшение внешнего вида после косметологических манипуляций) либо смерть пациента, вы имеете полное право писать жалобу. Кроме ст. 41 Конституции Российской Федерации, защищающей право гражданина на охрану здоровья, в нашей стране имеются другие законы, на которые можно опираться при составлении жалобы.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» N323-ФЗ от 21.11.2011. Данным законом определены: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть 4 статьи, под которые чаще всего подпадают действия (бездействие) врачей: ст. 118, ч. 2, 4. «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности»; ст. 293, ч. 1, 2. «Халатность»; статья 236, ч. 2. «Нарушение санитарно — эпидемиологических правил»; ст. 237, ч. 2. «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».

— А если жалоба финансового характера?

— Высокая цена услуг, неожиданная сумма в чеке в конце лечения (в частных медицинских центрах), оплата дополнительных услуг, расходных материалов или прямое вымогательство денег при госпитализации, перед операцией, перед выпиской – все это может вызывать недоумение. Чтобы доказать причиненный финансовый ущерб и впоследствии компенсировать понесенные расходы на лечение, необходимо хранить все документы — справки, выписки, чеки, договоры и т.п.

— К кому надо обратиться в первую очередь?

— Необходимо знать, что жалоба на врача — это всегда жалоба на медицинское учреждение, поэтому имеет смысл начинать жаловаться именно с руководства отделением, где работает данный врач, и с главного врача учреждения. Не пытайтесь сразу писать в Минздрав РФ или Президенту страны. Письмо обязательно будет переслано ниже «по инстанции» — таков порядок («О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006). На это уйдет время, а жалобу все равно будет рассматривать орган, непосредственно руководящий поликлиникой или больницей, где работает врач. А вот если уже они не удовлетворят ваши требования — тогда отправляйте ваше письмо, соответственно, ступенькой выше.

— Действиями главного врача поликлиники пациент остался неудовлетворен. Как быть?

— С 1 января 2013 года, в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере охраны здоровья относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;  обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона; информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов; участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вот если ваши претензии касаются данных вопросов, то есть относятся к полномочиям органов местного самоуправления, то вам прямая дорога в Мэрию г. о. Тольятти, в отдел здравоохранения.

— А если не устраивает качество оказания медицинской помощи?

— Все муниципальные учреждения здравоохранения г. о. Тольятти с 01.01.2013г. перешли в государственную собственность, поэтому непосредственным работодателем главных врачей является министр здравоохранения Самарской области Гридасов Г.Н. Жалобы на действия главных врачей учреждений необходимо направлять министру (443020, г. Самара, ул. Ленинская, 73). Копию также можно направить в Областной Фонд медицинского страхования (443082, г.Самара, ул.Владимирская, 60, Мокшин Виктор Николаевич), который осуществляет контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.

— Как правильно написать жалобу? Существуют ли какие-либо правила?

— Как и любой другой бюрократический документ, жалоба должна отвечать определенным пусть и несложным требованиям. В жалобе обязательно должна содержаться следующая информация: на кого вы жалуетесь (ФИО, место работы, специальность и точное время оказания медпомощи); кому вы жалуетесь и кто вы — то есть жалоба должна содержать ваши координаты (ФИО, индекс, адрес и желательно мобильный телефон для экстренной связи).

Кратко изложите проблему. В основной части жалобы необходимо раскрыть суть произошедшего инцидента с подробным описанием событий и действий в отношении вас врачом, на которого вы жалуетесь. Не отвлекайтесь на эмоциональный аспект вопроса. Желательно не использовать ненормативной лексики, даже если она исходила из уст врача, достаточно упомянуть о том, что доктор позволил себе нецензурные выражения по отношению к вам. Не давайте личную оценку действиям врача, достаточно фраз, типа «считаю, что были нарушены мои конституционные права», «действия врача противоречат законодательству РФ» и т.п.

Согласно закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006 государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Не забудьте указать в конце жалобы, чего именно вы добиваетесь — мер воздействия на врача или восстановления справедливости по отношению к себе (провести повторное обследование, разрешить госпитализацию, дать направление в Самару и т.п.).

Вместо жалобы можно написать вопрос на сайт с просьбой разъяснить ситуацию. Это будет называться «обращение». На сайте Министерства здравоохранения Самарской области опубликован порядок обращения граждан, а также имеется кнопка «Задайте свой вопрос». Кроме того, существует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (109074, Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1) и Управление Росдравнадзора по Самарской области, которое в рамках осуществляемых полномочий рассматривает обращения граждан по вопросам: порядка производства экспертизы временной нетрудоспособности; осуществления судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; производства, изготовления, качества, безопасности, и порядка использования лекарственных средств; производства, оборота и порядка использования медицинских изделий; соблюдения стандартов качества медицинской помощи (в федеральных ЛПУ).

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: