День народного единства

03 ноября 2005 11:12
 11245

Наша современная история — очень неудобное поле для нововведений по части праздников. Лучше всего, когда праздники совпадают с природными циклами.


Майские праздники – это, когда нужно сажать огородные культуры и картошку. Революционные 7 и 8 ноября тоже нашли применение- это время завершения активного цикла сельхоз работ. Трактора и комбайны в ремонт, автомобилисты переобуваются на зимнюю резину, в домах пора заделывать щели в оконных рамах, солят капусту и сало, а у дворников — смутная тоска по первым снегопадам. Да, еще можно было выпить на свежем воздухе во время или после демонстрации. Для тех, кто не помнит (демонстрация – торжественное прохождение колонной со знаменами и транспарантами по центральным улицам городов и поселков мимо трибуны с городским или поселковым начальством).


Новый праздник вызвал вполне понятные кривотолки и сомнения. Само событие- изгнание польско-украино-литовских интервентов и их российских пособников из Москвы.


Факт примечательный и исторический. Сегодня, на сайте http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/ читаем: 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).


В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.»


Теперь отвлечемся от официальной трактовки, ведь не все историки согласны с предложенной хронологией событий. Известный русский историк Николай Костомаров (1817-1885 гг.) пишет следующее. Цитируется по изданию 1904 года переизданного в 1994 году: «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли» , 1994.-800с.


«22 октября Трубецкой, стоявший станом на восточной стороне Китай-города, ударил на приступ. Голодные не могли защищаться и ушли в Кремль. В Китай-город внесли с торжеством икону Казанской Богородицы, и во имя ее русские дали обет построить церковь, которая и была впоследствии построена: до сих пор она служит памятником вступления в Китай-город победоносного русского войска, носит название Казанской и находится на Кремлевской площади, против кремлевских, Никольских ворот. (стр. 752)


«24 октября поляки отворили ворота на Неглинную (Троицкая) и стали выпускать бояр и русских людей. На другой день, 25 октября отворились все ворота Кремля. Русские хотели ознаменовать вступление в свою столицу религиозной торжественностью. Земское войско собралось близ Иоанна Милостивого на Арбате; войско Трубецкого – за Покровскими воротами. И оттуда, и отсюда пошли архимандриты, игумены, священники в облачении, с крестами и иконами, в Китай-город; за ними двигалось войско. Оба шествия сошлись в Китай-городе на Лобном месте. Здесь запели молебен.» (стр. 753 )

Итак, четвертого ноября (по новому стилю) был захвачен или освобожден Китай-город. Ворота Кремля открылись СЕДЬМОГО НОЯБРЯ. Гарнизон интервентов истощенный страшным голодом был вынужден сдаться. Голодали изрядно, были отмечены многочисленные случаи каннибализма.


Описание осадных ужасов не является задачей данной статьи, также не входит и рассмотрение роли Трубецкого, Пожарского, Минина, Заруцкого других исторических героев и антигероев.


Дело не в том, чтобы жонглировать датами. Просто все усилия показать единение именно на этом историческом этапе вызывают самые противоположные мысли и аналогии. Слушая выступления историков, писателей и журналистов, начинаешь понимать, насколько притянуты за уши официальные аргументы, насколько живучими и кровоточащими являются прошлые обиды и подозрения.От переноса дат и названий суть не меняется.


Кто-то будет вспоминать Великую социальную революцию, другие будут скорбеть о последствиях ужасного переворота. Только вот единого мнения и оценки прошлого мы вряд ли найдем. Возможно — это и есть главное достижение современности.

Это хорошо, что в первой декаде ноября остаются выходные дни, когда можно затыкать щели в рамах, солить сало и капусту, переобуваться на зимнюю резину, а дворникам вострить лопаты и запасать песок. В этих простых деяниях наш народ действительно един.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: