Как стало известно, руководство ВАЗа сверстало условный план на 2010 год. Согласно ему, предполагается собрать 400 тысяч автокомплектов (это все свои модели, включая удлиненную «Ниву», а также продукция предприятий на Украине, в Чечне, Казахстане и GM-АВТОВАЗ). Для сравнения: в 2008 году было собрано около миллиона.
При таких темпах сборки можно не сомневаться, что в две смены завод работать не будет, а значит, и зарплата у трудового коллектива в лучшем случае останется на нынешнем уровне. С учетом же массового производства в России иномарок, можно предположить, что главный конвейер АВТОВАЗа уже никогда не выйдет на те мощности, которые были год-два назад. В связи с этим перед руководством предприятия встанет резонный вопрос: что делать с излишком трудящихся?
По неофициальной информации, полученной из источника на заводе, мы выяснили, что уже к концу 2010-го планируется уменьшить количество работников, чтобы из двух смен осталась одна. Каким образом? Путем понижающихся зарплат (сами уйдут, если будет куда) и так называемой естественной убыли (массовые проводы на пенсию и смертность). Начнут же с инженерно-технического персонала, однако пугать никого не будем, так как о сокращениях речь не идет.
Вот такие невеселые перспективы. Пока же ВАЗ начал работу после вынужденных месячных каникул. Понятно, что с учетом грядущего понижения зарплат настроение у рабочих не слишком радостное. В сентябре планируется изготовить 31671 автомобиль, в том числе 2295 машин для поставки на экспорт. По моделям эти цифры выглядят следующим образом: 1-я линия — 280 автомобилей за смену при возможности выпускать 425, 2-я — 240, 3-я – 425 (максимум за счет большого спроса на «Приору». Линия до конца года будет работать даже по субботам), «Калина» — 241, «Нива» — 130 из 130 возможных.
В первый день работы конвейера его посетил новый руководитель ВАЗа Игорь Комаров, который отметил, что «произошло очень значимое событие для всех заводчан. Производство запущено в установленный срок, без сбоев технологического оборудования. Этому предшествовала плотная работа с поставщиками, которая проводилась весь последний месяц. Основной акцент был сделан на обеспечение производства материалами и комплектующими».