29 декабря 2009 10:18
16104

Эвакуация из зон бедствия

Экономический кризис ударил больно и пока сложно говорить, когда боль отпустит. Моногорода, ориентированные на отрасли промышленности, оказались главными и наиболее яркими жертвами спада. Похоже, что в правительстве начинают догадываться о том, что простым затыканием финансовых дыр на сей раз не обойдется.  

В списке спасения находится 335 городов с узкой специализацией, 27 из которых требуется срочная помощь, вплоть до переселения. Проблема во многом является уникальной в мире, поскольку по своей территории Россия сравнима лишь с Канадой, да и то в небольшой степени. Ресурсы по этой территории разбросаны замысловатой мозаикой, а экономическая логика, на основе которой формировалась карта моногородов, разрабатывалась во времена плановой экономики. Тогда было вполне обоснованно создавать специализированные центры, где экономическая стабильность поддерживалась многолетними стратегиями развития. Ныне ситуация сильно изменилась.   

Предприятия оказались вне рамок государственного плана, а судьбой  людей интересуются, пожалуй, лишь налоговые  органы. Особенно критично проблема проявляется там, где почти отсутствуют географические возможности горизонтальной мобильности населения. Даже в Тольятти у рабочих есть теоретическая возможность переселиться на несколько сотен километров и найти работу на других автомобильных производствах. Куда сложней выбраться из сибирских далей, где даже продажа квартиры сможет обеспечить проживание переселенцев лишь на небольшой срок. Поэтому без государственных программ никак не обойтись.     

Итак, одной из идей чиновников является инвестиционный фонд, который должен заняться диверсификацией экономики моногородов. При первом рассмотрении данная идея смотрится достаточно привлекательно. Свежие финансовые вливания под реализацию экономических проектов должны обеспечить выгодные стартовые условия. Однако уже при втором приближении идея кажется провальной. Если моногорода не смогут интегрироваться в общероссийскую экономику, а через нее в глобальную, то они будут и далее обречены на постоянную донорскую помощь центра, поскольку внутренний спрос таких городов останется слабым, а завоз товаров в местные розничные точки будет дорого обходиться кошельку. При третьем приближении оказывается, что сама проблема прикрывается внешней завесой благополучности. Сложно представить, что рабочие промышленных специальностей найдут себя на производствах, которые абсолютно не связаны с механизмами и обработкой материи. Конечно, в плане есть несколько моногородов, которые предназначены для переселения, но судьба остальных останется в законсервированном состоянии до следующего обострения.   

Репетиция должна состояться в Тольятти. В планах – создание кластерных зон с различной ориентацией, а также организация особой экономической зоны в Самарской области. Множество красивых названий – производство энергосберегающих технологий, авиационная промышленность, Жигулевская долина.  

Впрочем, за всеми этими красивыми названиями теряются два фактора, которые обеспечивают благосостояние и экономическую уверенность граждан, – жилье и транспорт. Горизонтальная мобильность, или свобода передвижения, является одним из столпов европейской и американской экономики. Если человек не может найти работу в Чикаго, то он может легко переехать в другой город, или ездить на работу в соседний город. Собственно говоря, следующим моментом горизонтальной мобильности является доступное жилье, без которого переезд становится бессмысленным. Если нет возможности легко расстаться со своей квартирой и обзавестись аналогичным жильем в другом городе, то работник привязан к предприятию более прочными нитями, чем даже страх потерять работу. Поэтому в стратегии решения проблемы моногородов должны присутствовать минимум еще два пункта: организация локального транспорта и расширение жилищного строительства в интегрированных районах. Иными словами, если работник из подмосковного города имеет возможность относительно быстро добраться до столицы, то в Тольятти такая возможность почти отсутствует. Поэтому в моногородах, где близко расположены другие экономические центры, необходимо организовать скоростные транспортные сети. Если же транспортные сети не могут решить проблему мобильности, то встает другой вопрос – о переселении. Однако жилищный вопрос испортил не только москвичей, но и множество кабинетов министров. Разговоров на эту тему велось много, а до дела доходили лишь отдельные и весьма незначительные проекты. Меж тем, даже эти два направления национального развития являются, в довольно значительной степени, стимулирующей программой для всей экономики страны, включая моногорода. Давно известно, что среди национальных проблем России дороги занимают одно из двух почетных мест. Похоже, что настает время, когда ими действительно придется заняться, хотя бы ради спокойствия тех, кто рискует попасть под определение второй самой значимой проблемы страны.

Источник: слон.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: