АВТОВАЗ вступил в открытый конфликт с дилерами. Предприятие хочет больше зарабатывать, а потому вчера повысило цены на весь модельный ряд на 4000 руб. Дилеры прогнозируют, что спрос на машины может упасть, и считают, что руководство предприятия поступило опрометчиво.
Вчера на официальном сайте АВТОВАЗа рекомендованные цены на весь модельный ряд повысились на 4000 руб. (на 1,5-2%). Меньше чем на 4000 руб. подорожала только Niva (на 1000-3000 руб.). На заводе утверждают, что это «вынужденная мера, связанная с повышением себестоимости производства — ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие». Рынок способствует росту продаж — за семь месяцев дилеры продали больше 377 000 автомобилей, а в августе — еще 57 000 машин, пишут «Ведомости».
Но в августе продажи стали падать. Крупнейшие московские дилеры решили предупредить дальнейший спад, написав позавчера письмо и. о. гендиректора АВТОВАЗа Максиму Нагайцеву с просьбой сдержать рост цен. «Завод, как нарочно, повысил цены именно тогда, когда мы направили письмо», — жалуются дилеры. Особенно возмутило их то, что цены подняты на все модели. «Есть такое понятие, как ценовое позиционирование модели, — говорят они. — Если раньше АВТОВАЗ учитывал его, то сейчас просто проигнорировал».
«Мы прислушиваемся к требованиям дилеров, но нам необходимо поддерживать рентабельность, — говорят на АВТОВАЗе, — тем более что маржа дилеров позволяет получать хорошую прибыль». Сейчас АВТОВАЗ работает над введением технологий «бережливого производства», что позволит сдержать рост себестоимости.
По словам участников рынка «нынешнее повышение цен незначительно, его можно перенести, но, если повышение цен, совпадающее с осенним спадом продаж, продолжится, дилерам придется переключиться на продажу иномарок». Цена на автомобили «десятого» семейства Lada в связи с установкой электроусилителя руля приближается к конкурентам — Hyundai Accent, Kia Spectra. Дилерам АВТОВАЗа никто не запрещает продавать иномарки, тем более что рынок иномарок развивается более динамично, чем рынок традиционных российских брендов.
По информации «Ведомостей», руководство АВТОВАЗа так смело поднимает цены, потому что машины хорошо продавались в первом полугодии. Ведь традиционно в апреле АВТОВАЗ продает 75 000 автомобилей, а в ноябре — в два раза меньше, около 30 000-35 000 машин, а это значит, что расчет руководства завода на то, что машины будут покупаться по новой цене, может не оправдаться.
Аналитики же считает, что кроме повышения цен у завода нет выхода. «Издержки действительно растут, как бы ни просили дилеры, цены повышать надо, ведь темпы роста цен на автомобильном рынке ниже, чем темпы роста инфляции», — убеждены они. За первое полугодие 2006 г. розничные цены на вазовские машины выросли на 7,5%.