Криминализация России — главный результат последнего десятилетия XX века
Сегодня мы подводим итоги мегаопроса на тему: Что следует считать главным результатом последнего десятилетия российской истории?
Опрос этот мы проводили с 12 июня 2000 г. — светлого юбилея Декларации о государственном суверенитете России. И теперь можем смело сказать, что относительное большинство — 19% читателей, принявших участие в опросе, считают, что главный результат — криминализация всех сфер российской жизни.
На втором месте (примерно 18,9% участников опроса) — сторонники точки зрения, что главный результат десятилетия — распад СССР как сверхдержавы и крах биполярного мира. Действительно, по состоянию на сегодняшний день в мире есть одна, глобальная сверхдержава — США, и обрести сравнимый статус России будет ой как непросто.
Более 16% опрошенных считают, что основной итог десятилетия — унижение нашего народа. Действительно, сумбурное время российской независимости показало, что чувство коллективной (национальной и т.п.) гордости для дорогих россиян важнее, чем личное достоинство. И от этого никуда не денешься.
Вслед за унижением идёт обнищание нашего народа — его назвали главным итогом ельцинского десятилетия 13,5% участников опроса. Столичная элита, конечно, не понимает, о чём идёт речь. Зато работники бюджетной сферы (кроме крупных чиновников, разумеется), пенсионеры и новоявленные высококвалифицированные безработные — понимают хорошо. Настораживает лишь то, что оголодавший народ нередко призывают употреблять пирожные, коль нет чёрного хлеба, — но мы уже привыкли, что история ничему, совсем ничему нас не учит.
Крах коммунизма поставили в центр минувшего десятилетия 13,4% опрошенных. Впрочем, в кажущемся столь далёким 1990 г. в гибель КПСС действительно верилось с трудом — несмотря на все трудности, которые переживал агонизирующий советский строй. И рухнул коммунизм, скорее, чудом — словно по мановению волшебной палочки, всего лишь за три солнечно-пасмурных августовских дня, когда сила объективно была на стороне ГКЧП и КПСС. Но сила — проиграла.
Переход России к рыночной экономике отметили 6,2% читателей, участвовавших в опросе. А установление демократии на руинах тоталитаризма — 5,3%. Редакция АПН, впрочем, склонна считать именно последнее главным результатом десятилетия — и потому в собственном опросе оказалась в относительном меньшинстве.
4% участников опроса поставили во главу угла кризис образования и культуры в современной России. Чуть менее 3% — мирную передачу верховной власти демократическим путём (едва ли не впервые в российской истории, заметим! — АПН). А становление российского федерализма (который, впрочем, уже на ладан дышит) — лишь 0,5% участников опроса.
Итак, опрос показал: интеллектуальная элита страны, к которой принадлежит подавляющее большинство постоянных читателей АПН, оценивает период российской истории с 1990 по 2000 г., мягко говоря, неоднозначно. Но окончательные оценки способна дать лишь Всемирная История. Не сегодня. И даже не завтра.