Завтра в Самаре должна пройти учредительная конференция областного отделения блока «Единство». Главная интрига этого мероприятия состоит в том, кто возглавит новую «партию власти» в губернии. По информации Репортера, на эту роль претендуют как минимум два кандидата — самарский мэр Георгий Лиманский и председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников. Оба имеют весьма мощные группы поддержки «на местах» и рассчитывают на протекционизм со стороны федеральных структур, связанных с «Единством». Впрочем, эксперты Репортера полагают, что самарский мэр в этой борьбе изначально находится в проигрышной позиции. Ситуация для Георгия Лиманского складывается таким образом, что, даже победив Владимира Каданникова, он все равно проиграет. Но только чуть позже и гораздо серьезнее.
Заслуженный спасатель России
Интрига вокруг областного отделения новой «партии власти» начала закручиваться задолго до того, как местный политический и промышленный бомонд решился официально закрепить присутствие «Медведя» в Самарской области. Первым обозначил свой интерес к тогда еще избирательному блоку «Единство» самарский мэр Георгий Лиманский. Это произошло 22 ноября прошлого года, когда в рамках предвыборной кампании в губернию прибыли три лидера блока во главе с Сергеем Шойгу. Областные власти, естественно, поддерживающие Союз правых сил, отнеслись к этому визиту весьма прохладно: первый вице-губернатор Юрий Логойдо встретил московских гостей в аэропорту, полчаса поговорил с Шойгу в самарском «белом доме» и на том ограничился. Зато Георгий Лиманский «отработал» эту встречу, что называется, по полной программе. В течение всего дня он ни на минуту не отходил от Шойгу и всячески демонстрировал главному «медведю» свою лояльность. Лидер «Единства», естественно, не мог не оценить хорошего отношения — к концу дня г-н Лиманский стал «Заслуженным спасателем России». Понятно, что самарский мэр совершал свои телодвижения не ради того, чтобы получить такое диковинное звание, — говорят, что именно тогда Георгий Лиманский в предварительном порядке обсудил с Сергеем Шойгу возможность создания в губернии регионального отделения движения «Единство» и получил «добро». Но сразу же приступить к партийному строительству самарский градоначальник не смог или, может быть, не захотел, решив сначала посмотреть, как выступят «медведи» на выборах в Госдуму.
Звездный час мэра Лиманского
Но то, что произошло потом, стремительно и коренным образом изменило всю политическую ситуацию в стране. Сначала думские выборы показали, что Владимир Путин почти наверняка станет следующим Президентом России, а потом уход Бориса Ельцина приблизил эту перспективу, переставив «часовой механизм» уже на март.
Самарская номенклатура, рвущаяся в «партию власти», поняла, что может и опоздать, и спешно приступила к созданию «ячеек» «Единства». За «партийное строительство» взялись сразу несколько не связанных друг с другом инициативных групп, которым, ко всему прочему, какое-то время пришлось действовать фактически «партизанскими» методами, чтобы не засветиться раньше времени перед областными властями. По информации большинства источников, первым, кто взял на себя инициативу создания «медвежьих» «партячеек» в губернии, стал начальник Приволжского регионального центра МЧС Борис Мирошниченко.
Собственно, ему пришлось заниматься этим «по должности». Трудно сказать, каких успехов добился г-н Мирошниченко на этом не свойственном для него поприще, но в конечном счете он оказался в одной команде со сторонниками Георгия Лиманского, которые очень энергично попытались взять инициативу в свои руки сразу же после того, как Константин Титов официально заявил о своем участии в президентской гонке. По информации Репортера, чиновники самарской мэрии подошли к вопросам «партийного строительства» пусть и без особой фантазии, но зато со свойственной им военной смекалкой. В середине января в мэрию были приглашены шестеро абсолютно лояльных г-ну Лиманскому чиновников и бизнесменов. Они и подписали решение инициативной группы о создании самарской городской организации «Единства». Процесс был срежиссирован так, что он начался как бы «снизу» — в считанные дни во всех девяти районах Самары были проведены учредительные конференции, в которых принимали участие муниципальные чиновники, доверенные директора школ и медучреждений. При этом каждому начальнику якобы в директивном порядке предписывалось привести с собой двух подчиненных. По неофициальным данным, в этоих мероприятиях были задействованы и ТОСы, большинство из которых полностью подконтрольно самарской мэрии.
Проведя подготовительную работу, Георгий Лиманский выехал в Москву, чтобы, как считают источники Репортера, «прощупать» перспективы Константина Титова. К этому времени самарский губернатор уже сделал самый рискованный шаг в своей жизни.
Он официально заявил о своем участии в президентской гонке, но так и не ответил на главный вопрос: принял ли он это решение самостоятельно, на свой страх и риск, или предварительно договорился с президентской администрацией о неких совместных действиях. Для осторожного г-на Лиманского получить ответ на этот вопрос было чрезвычайно важно, так как именно это во многом определяло форму его участия (или неучастия) в областной организации пропутинского движения «Единство». По неофициальной информации, самарский мэр имел в столице консультации не только с руководством думской фракции «Единства» и лидером этого движения Сергеем Шойгу, но и с высокопоставленными чиновниками президентской администрации, вплоть до Александра Волошина. Судя по всему, Лиманского в Москве обнадежили, и, вернувшись домой, он тут же дал «отмашку» своим подчиненным. Однако тут же обнаружилась проблема: энергичного самарского градоначальника опередили не менее энергичные тольяттинские промышленники.
Ход конем
Самое удивительное, что в числе инициаторов создания городского отделения «Единства» в Тольятти оказался до сих пор абсолютно аполитичный генеральный директор корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай. Более того, по информации Репортера, именно его до недавнего времени прочили в руководители областной организации этого движения, пока на днях на эту роль не появилась новая еще более внушительная кандидатура — председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова. Существует весьма любопытная версия о том, почему г-н Махлай вдруг решил заняться партийным строительством. По данным осведомленных источников, сделать этот шаг гендиректору «Тольяттиазота» посоветовал его давний друг, который в свое время служил в Тольятти, а теперь живет в Москве и занимает высокий пост в одном очень влиятельном силовом ведомстве. При этом, обсуждая возможный сценарий развития событий, Махлай и его московский визави не могли не учитывать, что в нынешних условиях должность руководителя областной организации движения «Единство» станет чрезвычайно привлекательной для многих политиков. Но, видимо, Владимир Махлай получил настолько «железные» гарантии того, что данный вопрос будет решен в его пользу, что он все же решился вступить в эту непростую политическую борьбу. Правда, даже в такой ситуации он остался верен себе и, надо полагать, с облегчением уступил перспективную должность Владимиру Каданникову, абсолютно ничего при этом не потеряв.
Тольяттинские «заединщики» провели свою учредительную конференцию еще на прошлой неделе — как и полагается, до областной конференции, которая должна была состояться в минувшую субботу, но не состоялась.
По словам людей, присутствовавших на собрании в Тольятти, его «официальная часть» продолжалась не больше 20 минут. Около 400 участников собрания выбрали председателем тольяттинского городского отделения «Единства» известного бизнесмена и экс-кандидата в Госдуму Виталия Зыкова, а также избрали делегатов на областную учредительную конференцию. Скучную бюрократическую процедуру нарушил некто Николай Лебедев, как говорят, стоявший у истоков мало кому известной партии «Россия — президентская республика». Он взял слово и высказался в том смысле, что именно ему поручено заниматься формированием структур «Единства» в Самарской области, и более того — они уже сформированы в начале января. Тольяттинские бизнесмены поулыбались и разошлись…
Подпольный горком действует
Аналогичное учредительное собрание в Самаре состоялось на этой неделе фактически в обстановке секретности, свойственной многим мероприятиям, организуемым городскими властями. Делегаты — главным образом чиновники городской и районных администраций, а также руководители муниципальных структур с доверенными подчиненными — пропускались в зал Пушкинского дома после предъявления каких-то специальных приглашений. Журналистов «вражеских» СМИ вначале вообще не хотели пропускать в зал. Правда, положение спас сам Георгий Лиманский — появившись в зале, он дал команду пропустить всех без исключения журналистов.
По большому счету, собрание самарских «заединщиков» по своей форме мало отличалось от аналогичного мероприятия, проведенного несколькими днями раньше в Тольятти. Разница заключалась только в контингенте участников конференций: в Тольятти это в основном были промышленники и предприниматели, а в Самаре — городская и районная номенклатура. Делегаты дружно проголосовали за кандидатуру руководителя городской организации «Единства» — на эту роль самарское чиновничество предложило главу администрации Ленинского района Игоря Станкевича. А уже после собрания была проведена «кулуарная работа» — по свидетельству многочисленных источников, участников собрания уверенно убеждали в том, что кандидатура на пост руководителя областной организации «Единства» якобы уже согласована с Сергеем Шойгу, и тот однозначно поддержал идею, чтобы этот пост занял именно Георгий Лиманский. Последний тут же совершил необходимый символический жест, впервые заявив в интервью самарским телеканалам о том, что поддерживает Владимира Путина. Таким образом, мэр дал понять, что свой выбор он сделал.
Стенка на стенку
Областная учредительная конференция «Единства» должна состояться завтра. Уже сейчас понятно, что главным на ней будет вопрос о том, кто же все-таки возглавит областную организацию проправительственного движения. Надо полагать, что многое здесь будет зависеть от настроя самих участников собрания, поскольку трудно ожидать, что кто-то из основных претендентов на этот пост вдруг снимет свою кандидатуру. Если, конечно, внезапно не появятся «объективные причины», которые заставят одного из соискателей отказаться от рискованной игры.
Любопытно, что московским «медведям» и их «дрессировщикам» с политической точки зрения одинаково подходят и Владимир Каданников, и Георгий Лиманский. И тот, и другой могут рассматриваться как весьма эффективный противовес губернатору Константину Титову на дистанции президентской гонки в его собственной области. Но есть еще и экономический аспект вопроса. Финансовые возможности тольяттинцев несравнимо выше аналогичных возможностей самарского мэра, да и простое сравнение «весовых категорий» Каданникова и Лиманского никак не в пользу последнего. Поэтому более вероятно, что победу в этой схватке одержит именно председатель совета директоров АвтоВАЗа. Тем более что, как стало известно Репортеру, представление на него уже отправлено соответствующими структурами в администрацию президента.
Однако исключать иного итога голосования тоже нельзя — ну в самом деле, не блефуют же люди Лиманского, убеждая самарскую номенклатуру, что его поддерживает Шойгу. Так что самарский градоначальник все же может прорваться в кресло руководителя областной организации «Единства» и заполучить себе этикетку «человек Путина». Но даже одержав эту победу, самарский мэр, пожалуй, проиграет больше, чем выиграет. В этом случае весьма велика вероятность того, что тот самый высокопоставленный сотрудник влиятельного силового ведомства, который, как говорят, надоумил стать «медведем» гендиректора «Тольяттиазота», может очень серьезно заняться изучением богатой биографии Георгия Лиманского. Тем более что этот человек в свое время работал и в Самаре и знает самарского градоначальника достаточно хорошо.
А ко всему прочему, кто знает — может быть, и Константин Титов все же «подстраховался» перед тем как вступить в президентскую гонку и сейчас с интересом наблюдает, как его традиционный оппонент, сам того не подозревая, марширует прямиком на минное поле.
Андрей Федоров, Александр Комраков
«Репортер» (Самара)