11 марта 2008 11:30
16419

На ВАЗе наступит капитализм

Самый обсуждаемый в теме партнерства АвтоВАЗа и Renault вопрос — это то, на­сколько серьезно команда главы Renault-Nissan Карлоса Гона станет реструктуриро­вать архаичную производственную струк­туру автозавода и сколько топ-менеджеров потеряют свои места. Опрошенные «Вре­менем» эксперты сошлись во мнении, что данный процесс заводу жизненно необхо­дим.

«Сейчас в России появилось довольно много предприятий, собирающих иномарки. В дан­ных условиях удержаться на рынке без интеграции и коопе­рации бизнеса почти невозмож­но. А для этого требуется введе­ние эффективных западных си­стем управления», — полагает исполнительный директор Са­марской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко.

Между тем, считает экс­перт, пока структура управле­ния автогигантом остается ма­лоэффективной. Очень раз­дут штат административно-управленческого персонала. По информации Яковенко, штат одной только главной бухгалтерии насчитывает по­рядка 100 человек. По его мне­нию, в первую очередь, на Ав­тоВАЗе следует сокращать именно административно-управленческий персонал. «Оптимизация его численно­сти позволяет сэкономить от 5 до 20% от суммы расходов на содержание аппарата управ­ления. Это не только заработ­ная плата высвобождаемых сотрудников, но и затраты на содержание помещений, в ко­торых они работают, компью­теры, оргтехнику, канцтова­ры», — считает эксперт.

Карлос Гон, который вой­дет в совет директоров Авто­ВАЗа, вместе с двумя вице-президентами Renault — Патри­ком Пелатой и Тьерри Мулонге — известен драконовскими ме­рами в плане сокращения шта­та вверенных ему предприя­тий. Например, в Nissan после прихода «убийцы издержек» была сокращена половина топ-менеджеров. Впрочем, пока Карлос Гон отказывается все­рьез приниматься за оптими­зацию штата АвтоВАЗа. Более того, он заявил, что не считает большие издержки главной бе­дой тольяттинского автозаво­да. «Главная проблема для Ав­тоВАЗа — продуктовый ряд, его привлекательность в средне­срочной и долгосрочной пер­спективе. Заводу нужны новая платформа автомобиля, двига­тель и трансмиссия», — отметил Карлос Гон.

Тем не менее, какая-то ре­структуризация АвтоВАЗа не­избежна, — это признают и на самом заводе, и в кругах ана­литиков. Наверное, неслучай­но помимо трех членов сове­та директоров четыре топ-менеджера Renault войдут в правление тольяттинского за­вода, еще до 30 управленцев за­ймут места в его среднем и выс­шем менеджменте.

Существуют два основных способа оптимизации числен­ности работающих — прямое со­кращение штатов и аутсорсинг. По информации «Времени», АвтоВАЗ будет сочетать их.
Мнения экспертов о том, ка­кие именно функции целесоо­бразнее отдавать на аутсорсинг, разошлись. Дмитрий Яковенко полагает, что передано может быть, прежде всего, содержа­ние инженерно-технических зданий и сооружений, которых на заводе довольно много. Управление ими требует суще­ственных затрат и отвлечения собственных кадров. То же са­мое касается и сохранившихся на АвтоВАЗе объектов соци­альной сферы, например, чис­лящихся на балансе завода об­щежитий. Управление этими активами могут взять на себя сторонние специализирован­ные организации.

По мнению Яковенко, це­лесообразно отдать на аутсорсинг и управление «вазовски­ми» дочерними предприятия­ми. Эксперт подчеркнул, что только за рубежом работает около 80 «дочек» автогиганта. Также, по мнению экспертов, на аутсорсинг могут быть отда­ны отдельные функции, испол­няемые бухгалтерской служ­бой. Яковенко полагает неце­лесообразным отдавать на аут­сорсинг функции, связанные с основной деятельностью пред­приятия.

Иного мнения придержи­вается директор компании «МАРКС — маркетинг и кон­салтинг» Роман Васильев. По словам эксперта, правильнее отдать на аутсорсинг, напри­мер, осуществляемое на не­которых участках завода про­изводство автокомпонентов. Возможна, рассуждает он, постепенная реструктуриза­ция и по более жесткому за­падному сценарию. В этом случае компания оставляет в собственном ведении лишь общие управленческие функ­ции, обязательно включаю­щие контроль качества выпу­скаемой продукции, финан­сы, логистику и маркетинг. Все остальные функции пере­даются сторонним организа­циям на аутсорсинг. Васильев сообщил, что по такой схеме работают самарские филиалы некоторых международ­ных компаний. В их штате всего несколько человек, а все необходимые ресурсы в виде техники, персонала, офисных и складских помещений на­ходятся в управлении дистри­бьюторов.

Васильев полагает, что по­степенно примерно то же са­мое можно осуществить и на АвтоВАЗе. Отдельные вспо­могательные производства, например, могут быть преоб­разованы в самостоятельные предприятия — новые юридиче­ские лица. Некоторые функции могут взять на себя и постав­щики АвтоВАЗа. При исполь­зовании подобной схемы чис­ленность работающих на Авто­ВАЗе может сократиться в не­сколько раз. Соответственно, существенно снизятся издерж­ки производства.

Однако, по мнению Рома­на Васильева, при использо­вании этой модели реструк­туризации АвтоВАЗ может столкнуться с рядом проблем, в том числе касающихся кон­троля качества выпускаемой продукции. К тому же нель­зя забывать и о том, что мас­совые сокращения на Авто­ВАЗе могут привести к со­циальному коллапсу в горо­де, где автозавод — главное предприятие.

Владимир АРТЯКОВ,
губернатор Самарской области
— Когда я сам пришел на АвтоВАЗ на пост председателя совета директоров, я был поражен тем, как много на за­воде структур, созданных исключительно для обслужива­ния самого предприятия. Иностранные автопроизводители давно уже так не работают. Международные автоконцер­ны, например, активно используют аутсорсинг, который
давно пора использовать на АвтоВАЗе.

Петр ЗОЛОТАРЕВ,
лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство»:
— Структура АвтоВАЗа, скорее всего, претерпит изме­нения. Однако я считаю, что отказ от непрофильных активов, в том числе объектов социальной сферы, и со­кращение числа работников связаны с риском потерять молодые кадры. Посмотрите, какие сейчас зарплаты у рабочих, инженерного состава — в пределах 10 тысяч рублей. Это очень мало. Социальная сфера ВАЗа немного помогала решить эту проблему. К примеру, рабочий мог получить путевку в дом отдыха или, отдавая ребенка в садик, платить лишь 800 рублей, в то время как человек не с ВАЗа должен был вносить 2200. Это было существенным подспорьем. Уверен, что молодежь не будет задерживаться на предпри­ятии, а пойдет искать другую работу. При этом большинство из молодых сотрудников ВАЗа получали образование при финансовой поддержке за­вода, но теперь эти средства оказываются выброшенными на ветер, ведь никакой возможности заставить молодежь работать за нищенскую зар­плату и без соцпакета нет.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть родные или знакомые, болевшие коронавирусом?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: