11 октября 2005 18:32
26729

Немного об образовании и коммуникации в современном мире

Анна, Вы директор медиацентра ТГУ. Начнем с вопроса: что такое медиацентр? Почему в университете создана такая структура, когда в других местах есть пресс-центры, пиар-службы, дирекции по связям с общественностью и т.д. Какая тайна стоит за этим названием?

Основная задача медиацентра – коммуникационное сопровождение деятельности университета. Для этого существуют различные инструменты, которые позволяют разворачивать и осуществлять как коммуникацию внутри ТГУ, так и связь университета с внешним миром. Это сайт ТГУ, две газеты – корпоративная и молодежная. Плюс огромное количество акций и мероприятий, которые проводит университет – научные конференции, семинары, публичные лекции, олимпиады, конкурсы, праздники и многое другое.

Коммуникационное сопровождение деятельности. Я понимаю – есть информация, есть реклама и есть комплекс работ по связям с общественностью…

Это все конечно присутствует. Есть информационная работа – это вроде бы наиболее просто. Есть элемент рекламы – то есть решается задача донести до потребителя информацию о свойствах и особенностях товара в привлекательном виде. Связи с общественностью – выстраивание отношений с партнерами и образа организации, корпорации в логике взаимного доверия. Доверительные отношения с партнерами, клиентами и т.п.

Хорошо! Переформулирую вопрос – коммуникационное сопровождение какой деятельности?

Главное – это конечно учебный процесс и разнообразная деятельность по обучению, образованию и подготовке. Есть студенты, есть преподаватели и их нужно соединить в одно время в одном месте, чтобы занятие состоялось. Очень важной частью являются разработки, направленные на создание новых, инновационных образовательных технологий. Это программа развития университета и собственно построение его будущего. Важнейшей частью является научно-исследовательская деятельность. Кроме того, в миссии ТГУ утверждена линия, направленная на то, что университет является градообразующим фактором.

Что такое градообразующий фактор? Я понимаю, например, что такое градообразующее предприятие… Что вообще может сделать в «градообразовании» университет?

Градообразующее предприятие – это из области производственных или экономических представлений, а университет может организовать, инициировать процессы, так сказать «думания, продумывания» по поводу города и его будущего. Это отдельная, сложная тема, но сейчас можно сказать, что в городе организована деятельность по созданию «Системы городского стратегирования». Создан городской стратегический совет. В этом плане университет занимает ответственную позицию за будущее города и подготовку, образование людей, которым придется в этом будущем жить. ТГУ берет на себя обеспечение работ по строительству будущего города. Такая система едва ли не единственная в нашей стране.

Почему же все-таки слова: медиацентр и коммуникационное сопровождение? Что понимается под коммуникацией?

Ну, можно так ответить: значение слов пресс-центр, пресса… Слово «пресс» — «давить», «печатать». А «медиа» — это носитель, посредник. По смыслу слова – это направление на коммуникацию. А под коммуникацией понимается, прежде всего, выстраивание межчеловеческих связей. Кроме того, коммуникация позволяет выстраивать понимание между людьми, порождать новые смыслы и вообще вносить в эту сложную, запутанную, многогранную жизнь осмысленность. Позволяет понимать, например, смысл происходящего. Дает возможность видеть события и понимать их смысл. Коммуникация – это, можно так сказать, спасение для человека в современном мире, в том числе и в глобальных информационных потоках.

Очень горячо и активно обсуждается тема новых образовательных технологий, и вообще все то, что касается реформ образования. Уже появился такой миф про «технологию 30/70». Я слышал, что учителя в школах пугают детей, мол «не поступайте в ТГУ, там 30/70». Это тоже проблема коммуникации?

Конечно! Вообще пространство, создаваемое СМИ – это пространство мифологическое. Для того чтобы разобраться в чем-то и остаться самим собой как раз и требуются особые коммуникационные навыки и техники. Этому также учат в ТГУ, и этой части подготовки человека и специалиста к будущей деятельности уделяется большое внимание.


А что касается «технологии 30/70», то на эту тему, несмотря на многочисленные интервью, видимо еще долго будет возникать множество домыслов и слухов. И это нормально.


Если кратко по содержанию, то, во-первых, это технология оптимизации нагрузки студентов и преподавателей, которая необходима чтобы соответствовать требованиям реформы образования в России. Также работы по данной технологии обеспечивают ряд требований Болонской конвенции, в которой участвует Россия. Во-вторых, разрабатываются новые учебные материалы на основе современных компьютерных и интерактивных технологий. Эти материалы обеспечивают эффективную самостоятельную работу студентов. В частности таким образом решается проблема недостатка качественных, современных учебников в библиотеках. И, наконец, в-третьих, у преподавателя высвобождается время на консультации, интерактивную коммуникацию, индивидуальную работу со студентами. У него теперь нет необходимости «вычитывать часы». Это общепринятая мировая практика, особенно с учетом возможностей Интернета, и современных средств коммуникации.

Так в чем же проблема, почему новые образовательные технологии вызывают такую реакцию и опасения?

Реакция по-человечески понятна. Люди боятся, что их обманут. Но проблема здесь как раз в другом. Переход на новые технологии – это необходимость, которая приводит к дополнительной, трудоемкой и очень сложной работе преподавателей. Многие к этому не готовы. Но эта проблема постепенно решается и уже складывается круг людей, которые с интересом участвуют в работах. Кроме того, многолетний образовательный опыт университета по различным направлениям подготовки по прежнему является очень стабильным ресурсом. Это позволяет постепенно реализовывать программу развития ТГУ, где заложены принципы привлекательности, эффективности и качества учебного процесса…

А вот это уже пиар, а не коммуникация!

Ну, почему? Я же отвечаю на ваш вопрос… это не просто принципы, а есть планы работ, разработаны соответствующие механизмы, технологии разработки, есть рабочие группы. Эти работы и их результаты подлежат открытому обсуждению. Так что все же коммуникация.

Хорошо, принимается. Ну, тогда, спасибо и успехов в коммуникации!


Видеозапись интервью (31 Мб, формат .avi) 

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: