В гости — с песней
В нашем городе существует удивительное место, где пространство комнат хранит следы людских судеб, истории старых, забытых предметов. Это место — эко-музей («эко»-дом) “Наследие”. Свою тайну имеет и старый чердак этого дома. Именно здесь, на чердаке, проходят встречи и беседы, героями которых могут быть не только люди, но и старые вещи.
В этот раз в гостях на чердаке побывал настоящий клад народных песен, колыбельных, частушек-пестушек и различных небылиц в лице Антонины Дворцовой. Гостья чердака, простая деревенская женщина, поведала слушателям через свои песни, как важно внутреннее, самостоятельное воспитание. Как важно для девушки, будущей матери, сохранение в себе народных традиций — основы для духовного воспитания будущего ребёнка.
Антонина Дворцова — сама мама троих детей: двойняшек Лидии и Валентины, и сына Николая, а сегодня она уже и прабабушка.
Муж объелся груш
Антонина Николаевна — дочь портного, в чьи одежды в свое время обряжалось окрестное духовенство, приехала к нам в Тольятти из села Монастырское. Заводная, подвижная, она всегда была передовой, везде первой. Работала в колхозе дояркой, свинаркой. И место депутата в сельском Совете, в правлении колхоза односельчане ей предоставляли не за красивые глаза, а за добросовестный труд и душевное неравнодушие. “Я счастливая! — утверждает Антонина Николаевна. — Что бы ни случилось, радость иль печаль, меня никогда не покидают наши дивные народные песни. Песни самые разные, как говорится, о чем душа плачет”.
Дворцова вышла замуж в двадцать один год. И по сию пору с горьким юмором сетует, дескать, не надо было спешить. Муж-то, не дождавшись рождения двойняшек, оставил молодую жену и… уехал в Чебоксары на художника учиться. А возвратился, когда Лидии и Валентине было уже по двадцать девять лет. Именно в таком возрасте дочки в первый раз отца родного увидели. Привез он подарки им — каждой по картине. По одинаковой, раз они двойняшки. А Антонина Николаевна в то время уж замужем за другим была. И от их брака появился сын Николай. Ох, как же сетовал муж-художник: что же, мол, не дождалась?..
Как мы пели!
Несмотря на все трудности, на разные повороты в жизни (голодные и холодные годы Великой Отечественной, горькие дни в тюрьме), Дворцова никогда не отчаивалась – жила, как и все россияне, верой в светлое будущее. Вспоминает: “ Село-то наше большое было. Четыре окрестные деревни ходили в одну школу. Так и семьи большие были. А жили — не тужили. По вечерам одной-то плохо, поэтому собирались вместе. Плакали сперва-то: то одной похоронка придёт, то другой. А потом, чтоб уж освободиться от слёз, пели. Долго пели. Везде с нами песня была. В поле пойдёшь — поёшь, дома ли, за какой работой — поёшь, с детьми — всё поёшь. Песня всё сглаживает. Люблю я свои песни”.
Семья — опора
Антонина Дворцова больна раком, но говорит, не мучает он её, после того как сделали облучение. Как раз из-за болезни дети не могли оставить её одну в селе и привезли в Тольятти. “Здесь мне хорошо”, — говорит наша героиня. Не охает, не жалуется. И дома не засиживается, потому что является сотрудницей музея “Наследие”. Следит за сохранением старых вещей, сама участвует в пополнении коллекции экспонатов музея, выезжая в «экспедиции» в родное село, в оставленный дом.
Семья Дворцовых является преимером мудро выстроенных драгоценных семейных отношений. Стержнем и изюминкой которых является духовная связь между близкими и родственниками. И связь этой семьи соткана и заложена и умело передаётся из поколения в поколение через песни. И в первую очередь через колыбельные песни. Потому что колыбельная песня хранит в себе народную мудрость, ядро общения, воспитания и знакомства ребёнка с окружающим миром.
Кодекс материнства
Антонина Дворцова помнит песни, которые напевала ее мама. Сама наша героиня растила своих детей тоже с песнями. Сыну Николаю, не выговаривавшему «р» пела: “Как на горке, на горе ре-ре/ стоял домик во дворе ре-ре/ в этом домике жил дед, дед/ в красну шапочку одет/ красна шапочка на нем/ вся покрыта серебром бром-бром…”
Правнучка Настя росла на руках Антонины Николаевны. Сегодня Настя ходит в музыкальную школу. И поют они уже вместе с прабабушкой.
— Колыбельная песня содержит в себе настоящий кодекс российского материнства, материнский опыт, — уверена Антонина Дворцова. — Этот кодекс сегодня нужно возрождать и воспитывать в девочках сызмала. Нужно заново учиться этому особому поэтическому языку общения матери и ребенка. Как хорошо, если колыбельная песня будет жить в вашем доме, в вашей семье, в вашем сердце. Ведь как важно ребёнку в будущем будет вспомнить теплую, ласковую интонацию матери, заложенную в слове. Так он никогда не будет одинок. Никакие игрушки не заменят этого сокровенного, внутреннего чувства близости и родства душ.
Поэтому Антонина Дворцова беспокоится, как бы ее песни одни-одинешеньки не остались. Никому не нужными то есть. “Переписывать их нужно, чтоб не пропали, запоминать. Копить и хранить в себе. Хранить и дарить людям”.