6 апреля 2001 14:58
12902

Почем экзамен в политехе?(рассуждения после сессии)

1. И не о Ректоре, и не о зарплате…

За
последние пять лет в сторону нашего Политеха не плевал только ленивый. С одной
стороны слышалось, что все воры, особенно руководство. С другой отвечали, что
зарплату нам все-таки платят, а в Профкоме сами не понимают чего требуют. Со
всех других сторон нас пытались оболгать, подставить, просто разогнать или перестроить
в постамент для Академии бизнеса и банковского дела. А мы всё живем в этом ?,
в общем, в этой атмосфере мерзопакостной, да ещё служим прикрытием от армии
пяти тысячам сыновей нашего города.

И, вот, пережив очередную сессию с помощью анальгина и корвалола, я поняла,
что в газетах не было только моей статьи.

По своей основной специальности я — «технарь», не экономист, не историк, не
преподаватель иностранного языка, одним словом не «гуманитарий». «Гуманитариям»
несколько проще — они могут найти дополнительную работу по своей специальности.
Хотя всё это плохо. Большинство же «преподов — технарей» устраиваются на вторую
работу, часто совершенно другого направления, чем основная.

Не думаю, что кто-то из выпускников планово-экономических вузов, вдруг, в
качестве второй работы встанет к доске читать курс теоретической механики или
физики. А нам всё ни по чём. Зарабатываем, например, сдавая квартальные отчеты
в ГОСНИ для частных фирм.

В общем, я обычный «препод — технарь». Не Ректор, не Главбух, не
член Ученого Совета. Ни кто меня не просил. Просто переполнилась чаша терпения
всего, что вылилось на мою голову за мой институт, оплеванный во всех смыслах.

2. Куда мы ходим по утрам ?

Мы ходим в притон…

Стены рушатся каждую зиму, просто от времени и от температурного воздействия.
В аудиториях 4-го этажа идет дождь тогда же, когда и на улице. Отопление и свет
в последние три года отключают «без объявления войны». В таком случае
помещения Политеха напоминают съемочную площадку для фильмов ужасов: темнота,
кругом железные решетки, все лестницы кроме главной завалены хламом, а выходы
на них забиты листами фанеры, стены покрыты оскаленными мордами жутких монстров…

«Подумаешь, нет света, нет воды, — скажете вы, — ну чаю не попьете, ну
с доски плохо стирать». Верно, этих мелочей мы уже не замечаем. Но туалеты…
Ведь пять тысяч ваших детей делают туда каждый день, а воды нет неделями. На
лето воду вообще отключают. А зачем ? Ведь занятий нет. Так, что экзамены летом
мы принимаем в атмосфере ? (слово подберете сами, я не сумела). Всю эту живописную
картину дополняют последствия студенческих увеселительных мероприятий примерно
раз в две недели. Не секрет, что охрана, поставленная в этом году на входе в
институт, должна была предотвращать свободный доступ торговцев наркотиками в
наши коридоры.

И, все-таки, мы идем туда каждое утро. Идем по этим плевкам и окуркам, идем
в аудитории и в пальто встаем к доске. Какие там достижения науки и техники,
наглядные пособия, лабораторные стенды и установки. Камнем по доске ! Вот орудия
нашего труда в начале третьего тысячелетия.

Но всё это ерунда по сравнению с тем, что аудитория почти пуста. Их нет. Тех,
для кого мы должны там чего-то преподавать. Они все поголовно весь семестр «сдают
экзамены в ГАИ», «уехали на сборы», «ушли в военкомат»
или просто не пришли, и все тут.

Зачем мы ходим туда по утрам, если там нет студентов ?

3. Откуда берутся студенты?

Студенты Политеха — это те, кто «по настоянию родителей», или «от
армии», или «за компанию». Хорошо, если 10 человек из 100 понимают,
— кем они должны стать за время обучения.

Некоторые из наших преподавателей работают в школах. Так, что мы хорошо знаем
о нехватке учителей, о пробелах в школьном образовании. Это всё понятно. Приходится
снижать планку, восполнять пробелы за школу уже здесь в институте. Это издержки
того времени, в котором мы живем. Но ужасно другое.

Выросло поколение одиночек. Они не умеют говорить, ни чего не знают друг о
друге, не умеют работать вместе. За последние 10 лет нам внушали, что «коллектив
убивает индивидуальность. Школа должна растить личности!» Ни каких личностей
не выросло. Личность может вырасти только в коллективе. Мы же получили не яркие
индивидуальности, а одинаковую серую массу индивидуалистов. У них нет фантазии,
они не могут принять решение, ни чего не могут делать сами, только по образцу.
Большинство из них не знает ни чего кроме физической силы и денег, и ведет себя
«по понятиям».
Нет, конечно же, яркие и интересные с фантазией есть. Правда, их мало, и учатся
они, в большинстве случаев, не в нашем Политехе. Им повезло. Можно только порадоваться
за них.

Наши же студенты берутся с улиц, из подъездов, из подвалов. Именно такое впечатление
они производят. Они не умеют себя вести: в коридорах курят, бросают бычки, бутылки,
объедки и все время смачно харкают на пол. Замечание сделать нельзя. Нам в спину
летят ругательства. А если преподаватель мужчина, то к нему можно и силу применить.

Это всё ваши дети, ваши «милые розовые поросеночки» выросли в злобных,
покрытых щетиной кабанов с мощными загривками. Зачем им учиться, они не могут,
им тяжело ворочать мозгами. Двигать мускулами гораздо проще. Поэтому большинство
из них предпочитает зарабатывать деньги вместо занятий. Им проще изводить преподавателя
своим нытьем в конце семестра и предложениями позаниматься индивидуально.

4. Позанимайтесь со мной за деньги.

Последний раз я занималась за деньги два года назад. И дело не в том, что не
просят. Как раз просят, но…

Нанимая репетитора для вашего чада, вы подразумеваете, что репетитор будет
учить, а чадо учиться. Как бы не так. Нас сейчас пытаются нанимать не родители,
а сами студенты. Если «препод» по наивности согласился заниматься
со своим собственным студентом, то следующая фраза, которую он услышит от студента,
такая: «Знаете что.., я все равно ни чего не пойму, поэтому скажите сразу:
сколько вам заплатить за экзамен (зачет)». Ну, как вам это нравится ? То,
есть учиться он не будет всё равно, хоть убей. До этой фразы «дозрели»
уже и родители.

Отвечаю всем и навсегда: ни кого за деньги я учить не буду. Есть газета «Из
рук в руки», там найдёте репетитора. Но и все частные репетиторы склонны,
скорее, выполнить курсовое задание за студента, а вот учить — это тяжкий труд.

Сколько раз говорено, что процесс обучения может быть только взаимным. Как
любовь. Глаза в глаза, на одном дыхании. А за деньги, да еще при полном взаимном
отвращении и не желании? Это же совсем по-другому называется.

Не возможно научить того, кто наперед этого не хочет изо всех сил. Тут начинают
говорить, что студент чего-то в начале не допонял, а потом вообще перестал понимать,
потому, что предмет трудный. Предупреждаю, легкий предмет в институте один —
физкультура. А у нас, в течение семестра, есть бесплатные консультации раз или
два в неделю у каждого «препода». Приходите, если, конечно, хотите
учиться. Мы ответим на все ваши недоуменные вопросы, по-решаем примеры, пошевелим
мозгами (если они у кого есть). Так, ведь, нет же никого на занятиях и на консультациях.
А в конце семестра, на зачете или на экзамене, надо уже отвечать, а не глупости
спрашивать: «почем зачет». Я скажу почем.

Вот, к примеру, в Москве, минимальная оплата за час репетиций составляет 20
баксиков зелененьких. А вы, господа, мне сторублевку тычете. Хорошо, я согласна,
не в Сорбонне работаю, в притоне. Но попробуйте, сэкономьте себе сто рублей
и научите своё чадо за этот час хотя бы на пол не харкать нигде и никогда.

А теперь серьезно. Урок математики. В семестре 18 занятий по 2 часа, да ешё
бывают лекции, лабораторные там всякие. Но хотя бы 36 часов, а отсидеть с вашим
чадом я должна. По 100 рублей в час получается вполне конкретная сумма. А если
«ребенок тяжелый», да ещё и не хочет, а если он ещё и хамит. Вот,
именно, поэтому я за деньги больше не занимаюсь. Конечно, бывают случаи, когда
приходят знакомые и просят «натаскать», тут уж приходится сидеть и
учить это «чудо — чадо» невзирая на его способности.

Некоторые родители, да и сами студенты предлагают иногда помочь отремонтировать
наше антикварное оборудование, парты в аудиториях или доски, по которым мы пишем.
Тут можно понять, что их совесть или жалость проснулась. Можно пойти им навстречу.
Знаний у них, конечно, не прибавится, но сознание пробудится.

Расскажу вообще уникальный случай. Приходит студент, который даже не знает,
кто его «препод». Он не был в институте ни разу, но из газет все про
нас читал. Спрашивает: кому заплатить, чтобы поставили зачет. Мужик с виду здоровый,
а у нас как раз надо помочь пресс отремонтировать. Мы ему встречное предложение
делаем на счет пресса. Руками надо поработать. Все есть, только помоги физически.
Знаете, что он ответил: «Да, вы что! Я вам деньги предлагаю, а вы мне свои
проблемы вешаете».

5. Академическая мобильность.

В нашем городе есть много других учебных заведений. Вот, например, техникумы.

И не поправляйте меня, я знаю, что они называются теперь по-другому, но хуже
от этого они не стали. Там дают прекрасное образование. Выпускники техникумов,
по крайней мере, знают, чем токарный станок отличается от щековой дробилки.
Нашим до них далеко по части производственных навыков. Каждый техникум имеет
лабораторно-проиводственную базу, где учит своих студентов работать или ремонтировать
вполне конкретное оборудование, да ещё даёт образование за полный курс средней
школы. Спасибо им, низкий поклон. Благодаря их выпускникам, наши заводы пока
работают.

Я с большим уважением всегда относилась к выпускникам техникумов, которые
приходили, чтобы продолжить обучение в институте. Это были лучшие люди в группе.
Они уже имели базовые знания по многим предметам. А повторение — мать учения.
Они помогали своим однокурсникам в группе. Нет, не списать давали или за кого-то
задание делали. Они, именно, помогали и объясняли все, что сами поняли. Работать
в такой группе было одно удовольствие. Спасибо, вам ребята. Спасибо вашим преподавателям.

Но, с некоторых пор, кому-то очень «мудрому» пришла в голову «гениальная
мысль». И он изобрел «академическую мобильность». Этот термин
означает, что учебные планы всех близкородственных учебных заведений в городе
должны быть приведены к единому стандарту по количеству часов и разделов для
каждого предмета, чтобы учащиеся «по своему желанию» могли «мобильно»
перемещаться их одного учебного заведения в другое.

Это, конечно, очень хорошо. Теперь наш двоечник, который не может учиться
дальше, должен был бы «мобильно перетечь» в техникум, а ещё лучше
в ПТУ. Там нет сложных теоретических курсов, зато его научат работать руками,
и он сможет обеспечить себя и свою семью. Весьма гуманно. Ведь не на улицу его
выгнали. А может он будет первоклассный слесарь, за день будет зарабатывать
столько, сколько я за месяц. Зачем его мучить интегралами.

С другой стороны, выпускник техникума может свободно перейти в институт на
предпоследний курс и продолжить уже высшее образование. При этом он не теряет
зря времени, поступая опять на первый курс.

Идея сама по себе правильная, логичная, вполне современная.

Однако, планы «к единому знаменателю» так ни кто и не привел. Двоечникам
нашим никаких дипломов ПТУ или техникумов сам институт выдавать не в праве.
А в других заведениях — кто же их возьмет?

Зато в противоположном направлении потек сначала ручеек, а вот уже третий
год, так просто «цунами» какое-то. В массовом порядке, целыми группами,
без учета успеваемости и умственных способностей, нам «сливают» на
третий и четвертый курсы все техникумы.

Наши руководители, наверное, позаключали договора о глубоком взаимном сотрудничестве.
А нас обрадовали тем, что теперь нам дадут вести занятия в коммерческих группах
за отдельную плату. Это тот самый «слив» отовсюду. Там нужно доучить
до институтского курса. Но, за деньги любви не бывает…

Такой глубокой профанации образования я даже не могла себе представить. Это
тема для отдельной статьи.

Сегодня ни кто из моих знакомых преподавателей ни за какие деньги не хочет
вести эти техникумовские группы. Иногда, это невозможно даже физически, потому
что наша собственная институтская нагрузка превышает все мыслимые нормы. А тут
тебе предлагают ещё «выше головы» студентов, которые все уже давно
забыли. Причем, ты должен, как ни в чем не бывало, дочитать им те разделы из
своего предмета, которых не было в программе у техникума. Они, же при этом,
должны сделать вид, что всё старое вспомнили и ещё новое усвоили. Это издевательство
и над ними, и над нами. Зато, наверное, кто-то «мудрый» степень получил
за новое слово в процессе образования.

Лучшее — враг хорошего, из-за этой «академической мобильности» мы
с вами можем совсем потерять престиж всякого образования. Один только плюс:
ребята из техникума, которые перетекли в наш политех получили отсрочку от армии
на время учебы ещё на два года. Порадуемся за них.

6. «Брат-3!!!»

Оживим мои скучные мысли детективным сюжетом.

В Политехе «Брат-3». Правда, здесь мы не первые. Говорят, что в
Самаре такое уже есть. Ну, оно и правильно. Рыба, она с головы.? Теперь и у
нас в этом году была премьера.

Под конец сессии, когда нормальные студенты уже идут сдавать последний экзамен,
«препод» сидит в пустой аудитории и ждет тех, которые ещё и зачета
не получил. «Препод» наивно думает, что их скоро отчислят. Вдруг открывается
дверь и заходит молодой человек, который спрашивает у «препода» фамилию.
Потом подходит и по деловому объясняет «преподу», что он двоюродный
брат всех его «хвостистов» из этой группы. Также по деловому, он достает
их зачетки, деньги и объясняет совсем очумевшему «преподу», что надо
поставить зачеты.

У некоторых «преподов» в этот момент «крыша едет». Они,
тупые, своим умишком никак не поймут, что к ним пришел посредник, такой, знаете
ли, «Брат-3». Он тоже хочет в этом деле свою долю получить. А тупой
доцент никак в толк не возьмет, что все люди братья. Был уже случай, когда посредник
с тупым доцентом не договорился (устал убеждать), а клиентам своим сказал, что
всё в порядке идите с зачеткой сами и всё вам зачтут. Те пришли, права качают.
Типа: деньги брал, — ставь зачет. А тупой доцент опять ничего не понимает. Те
к посреднику, а его и след простыл с ихними деньгами.

Прямо беда. Зачет нужен, иначе выгонят и в армию заберут. Разборка нужна,
чтобы посредничка найти. На всё это опять нужны деньги. Замкнутый круг получается.

Не лучше ли, господа, просто учиться. Ведь есть же и другие студенты, которые
всё успевают, всё понимают, да ещё в двух вузах учатся и в фирме работают, чего-то
там, на компьютере по кнопкам стучат. С таким студентом можно и индивидуальную
консультацию провести раз — другой за полгода. И все бесплатно. И все получили
удовольствие от общения. И не зачем ему ходить в наш притон, он и так уже всё
понял. Такие ребята запоминаются надолго. Иногда они заходят в гости к нам в
Политех, будучи уже выпускниками, и рассказывают где работают.

7. Мы и наши выпускники.

Привет, вам, наши выпускники ! Привет моим братьям Зубковым, Димке Климову,
Олегу Чекашеву, Фирсову и Платонову, Гилемханову, Лейрих Андрею, Саше Захарову
и Жене Миловидову, Ходыреву Илье, всем, всем. Привет моим любимым «Автомобилистам»
во главе с Олегом Кабановым и Димой Черемоховым.

Привет моей «Дембельской» группе. Ваша фотография, мужики, лежит
у меня на столе под стеклом. Удачи, вам, в ваших делах.

Мы всегда рады встрече с выпускниками. Чаще, конечно, они приходят на выпускающие
кафедры, к бывшим дипломным руководителям, но и к нам «младшекурсникам»
изредка заглядывают. Бывает, просто так, иногда по каким-нибудь специальным
вопросам, что-то рассчитать, вспомнить или обсудить идею. Некоторые из выпускников,
зная наше нищенское существование, ну очень изредка, помогают, как могут в ремонте
и обновлении учебного оборудования.

Практически все инженерные кадры города вышли из наших стен.

Забыли? Только в газетах гадости про нас и прочитаете. Или Первого сентября
на лужайку подойдете по-тусоваться. Сколько энергии вложено в вас. Вы теперь
«у руля». А те, которые вас учили, почти все на пенсии. Некоторые,
ещё дальше. Их не вернешь. Где же отдача от вас, где помощь, где хоть доброе
слово? Со своими детьми в школах парты красите, родительские собрания посещаете,
чем помочь, спрашиваете? Школы — то из местного бюджета хоть три рубля получают.
А мы городу вообще не нужны. 60% финансирования из Москвы и все. Ставка преподавателя
в Политехе 600 рублей, а уборщицы — 100 рублей.

Все из Политеха вышли. И мммм Владимир Иванович, и Довгань, и Жилкин. МММ
в Москве политикой занимается, всякие там фонды инвестиционные возглавляет,
в ГКЧП активно участвует. Довгань, опять-таки в Москве, свой фонд организовал
для поддержки способных учащихся. Жилкин, правда, пока ещё здесь. Вспомнил про
Политех, когда в Меры собирался. Раздавал «бесплатно» фломастеры студентам,
чтобы они этими фломастерами на бюллетенях галочки против его фамилии ставили.
Было такое дело, даже комната предварительного голосования в Политехе для этих
студентов была открыта. Компьютерный класс потом подарил одной из выпускающих
кафедр. Теперь «гостеприимные» обладатели этого класса пускают туда
«посторонних» студентов за очень отдельную плату. Говорят, на этаже
у них чисто, наверное, могут позволить себе содержать уборщицу.

Ну, а вы, все остальные, где? Неужели так трудно, подкинуть списанного оборудования,
приборов для лабораторных стендов. Ни компьютеры же просим. Да, хотя бы стекол
для окон. Все, что сочтете возможным нам передать. Только не деньги. Этот предмет
исчезнет, не дойдя до получателя. И никакая комиссия КРУ ничего не найдет.

Я тоже окончила этот институт двадцать лет назад. В этом году хотим собраться
группой. Может, и мы чем поможем.

Но есть среди выпускников и (как бы сказать помягче) неблагодарные. Эти господа,
заняв высокие должности и даже очень высокие, плюют на Политех, когда это выгодно
с их высокой точки зрения. Ну, что ж, господа, если вы в свое время только числились
в студентах, то ни кто вам не виноват, что вы выпрашивали у «преподов»
зачет или получали желанную тройку за деньги. Если бы ни кто из тех «мерзких
взяточников» (которыми, по вашему мнению, полон институт) вам ту тройку
не поставил, то вас, господа, в вашем высоком кабинете сейчас бы «не сидело».
Трудились бы вы где-нибудь попроще, соответственно вашего интеллекта. Стыдно
становится за таких «выпускников». Да, мы виноваты. Вообще ничему
их не научили. Ни специальности, ни порядочности.

8. Зачем я это вам сказала ?..

Ну, во-первых, как я сказала вначале, меня в очередной раз оскорбили. Я не
дама из высшего общества и не буду искать джентльмена, чтобы он ответил на это
оскорбление. Да, и зачем сражаться? Надо спокойно подумать: кому это захотелось
в очередной раз плевать на Политех, и почему именно сейчас.

А, во-вторых, мне кажется, что все очень просто. Дело в том, что в свое время
все политехнические институты были переаттестованы и переименованы в технические
университеты. Политех наш один на всю Россию остался институтом. Просто большое
начальство и здесь и в Москве, как-то уж очень неуклюже делило кресла в кабинетах.
В результате получился Татищевский Университет внутри нашего института, а мы
так и остались Политехом.

В этом году грядет очередная переаттестация. По её результатам нас должны
закрыть, как Политех, а открыть снова, наверное, как университет.

Но есть отдельные Бюрократы, которые эту комбинацию из трех действий ни как
не поймут. Да, ещё некоторые из этих Бюрократов, поклялись закрыть ненавистный
Политех. Поклялись прямо в стенах Политеха, на заседании Ученого совета. И,
вот теперь, в ожидании высокого начальства из Москвы, которое, якобы, приедет
исключительно для того, чтобы закрыть Политех, эти Бюрократы или их помощники
начали действовать.

Может быть, я ошибаюсь насчет Бюрократов. Может быть, это нас оплевали из
лучших побуждений совершенно независимые люди. Но, все-таки, статьи в трех газетах,
одна из которых «АиФ», сообщение по местному телевидению, а теперь
уже и фразы сказанные московскими бюрократами в стенах министерства: «В
Тольяттинском политехе все воры и взяточники сверху до низу». Все это в
течение одной недели. Удивительное совпадение. Прямо сенсация века.

Ирина Котова

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: