6 декабря 2005 14:08
13200

Подземный мир Самарской области

Посторонним В! — такая надпись над центральным входом в Сокские штольни радует глаз спелестологов. Однако народная тропа под землю не зарастает— каждые выходные здесь собирается несколько десятков молодых людей из Самары и Тольятти.


Почему сюда не стоит ходить?


Сокские штольни стали печально известными, когда в мае 1999 года здесь разыгралась крупнейшая в истории самарской спелеостологии трагедия — из-за сильного задымления погибли четверо студентов и трое спасателей. Официально посещение штолен запрещено как опасное для жизни. Но закрыть входы у администрации нет средств. И молодежь продолжает сюда ходить.


Любовь живет и под землей


На очередных выходных мы с Артемом, оборудовавшись фонарями, свечками и спичками (на всякий случай), и всем остальным походным снаряжением, отправились в наше подземное путешествие. Народу было необыкновенно много — уже на входе в толпе самарцев можно было затеряться. Что и неудивительно — они отмечали здесь… свадьбу!


Забрасываемся в систему примерно в семь вечера. Как и положено, отмечаемся в специальном журнале на входе. Сначала идем на Отсидку — здесь на некоторое время выключают фонари, чтобы глаза привыкли к тесноте. Я не понимаю, к чему тут можно привыкнуть — темно, хоть глаз выколи, и сколько бы я тут не сидела, ничего без фонаря я не вижу. Кстати, таким образом народ ловит здесь глюки: стоит лишь отойти подальше в одиночестве, выключить свет и провести в тишине и темноте некоторое время — мозг сам начнет придумывать себе световые и звуковые эффекты в отсутствие реальных.


Меня же без света охватывает ужас, которые живет где-то в животе и медленно поднимается к горлу… Включаем свет снова, вздыхаю с облегчением. В тусклом сумраке штреков высвечиваются высокие бревна, подпирающие испещренные трещинами потолки. Этим пропитанным креозотом бревнам уже никак не меньше полувека… Сколько они простоят еще, поддерживая горную породу, и в какой момент рухнут — никому неизвестно. Последний обвал был летом.


По дороге к ПБЛу (подземный базовый лагерь) Альтернатива встречаются залы, пол которых полностью завален такими бревнами. Дальше штрек Ашка — прорубленный в горе ход высотой в половину человеческого роста (впрочем, не длинный). Повороты, повороты, еще один штрек с говорящим названием Х**в… И мы у Водокапа. Место, кстати, весьма интересное: с потолка здесь постоянно капает вода, на полу непонятная чача, в которую вовсе не хочется наступать… Здесь народ собирает воду для своих нужд в специальный тазик. Ее минерализация превышена раз в пять. То бишь пить можно, но каждый день — не стоит… Далее по дороге от Водокапа до Альтернативы встречаются остатки рельсов — когда здесь ездили вагонетки, вывозя породу. Кстати, в Сокских-2 (система штолен рядом, когда-то все это была одна общая система, сейчас ходы завалены) до сих пор можно покататься на вагонетках…


В ПБЛе


Альтернатива представляет собой условные две комнаты — в одну сторону спальное место, с другой сооружен стол. После темных штреков с нависающими над головой бревнами здесь чувствуешь себя как-то почти уютно!.. Во всяком случае, уходить мне совсем не хочется. Народ поет песни под гитару (солирует личность по кличке Глюк), готовит еду… Походная романтика в общем.


Отправляемся поглазеть на молодоженов в другой ПБЛ. Вход в него весьма оригинальный — забор из бревен, напоминает что-то из «Робинзона Крузо». Здесь человек 30 выкладывает салатики, распевает песни, а на полу — два неподвижных тела укрытые спальниками. Как оказалось, это и есть молодожены :). Когда стол готов, их будят, начинается «Горько! Горько!»…


Потеряться в штольнях


Мы через некоторое время уходим обратно в наш ПБЛ, затем решаем прогуляться на выброску (к выходу) вдвоем с Артемом. Однако после Водокапа Артем явно начинает блуждать… Я размышляю — то ли он меня разводит, что он потерялся, то ли и правда дело худо? Штреки незнакомые и похожи друг на друга как две капли воды. Медленно гаснет фонарь Артема… Запаски нет, остается только мой фонарь. Вот вам и проверка на стойкость психики… Психую, решаем вернуться. Увидев «Альтернативу», глубоко радуюсь в душе!


В пять утра, когда на ПБЛе все уже спят, со свадьбы приходит девушка с говорящей о многом кличкой Энерджайзер. Ей не с кем поговорить… В результате весь сонный ПБЛ возмущенно на нее орет :). С утра главная тема дня — кто спер у молодоженов 10 литров спирта и где сейчас этот пресловутый напиток :). К вечеру решаем двигать отсюда. После 22 часов под землей без солнечного света на выброску я же не иду — бегу!


Прогулки в обвальную часть


Казалось, я не вернусь сюда никогда… И вот 3 декабря я снова еду в штольни! :) Адреналин, постоянное чувство опасности, понимание, что твоя жизнь зависит лишь от случая… Это притягивает! И вот мы снова в Скоских-1.


Останавливаемся снова на Альтернативе (кстати, ПБЛов в системе не меньше 15, самые известные — МДМ, Кресты и др.). Ближе к ночи решаем прогуляться. Нас ведет Танкист — известный в среде самарцев диггер, для которого Сокские уже как родные. Под его чутким руководством мы заползаем в такие въе****ня (то бишь места :)), из которых мне немедленно хочется обратно в ПБЛ :). Набредаем на остатки рельс в одном из штреков, и рядом на полу — неожиданная находка — куски кирпичей! (откуда они там — так никто и не понял). С полотка свисает «воздухоросль» — пока что не идентифицированные учеными грибы-ксилотрофы. Штука любопытная — этакая длинная сопля черного цвета с белыми наростами… Каким образом она живет в полной темноте, обходясь без фотосинтеза?..


Танкист решает забежать в один из ходов справа. Возвращается быстро — на его полотке виден новообразующийся купол, который может рухнуть в любую минуту. Решаем туда не ходить… И через 15 минут мы уже там — несмотря на ярое сопротивление двух трезвомыслящих девушек. Артему оттуда свежим воздухом потянуло и решено было сходить на разведку… В разведке боем (со скользкими бревнами и осыпающейся породой под ногами) находим заваленные останки давнего ПБЛа, одну спящую летучую мышку и массу примерзших к стене комариков. Вылезаем… Фух…


По дороге обратно Артем с Танкистом, как самые отчаянные среди нас, решают разведать еще парочку мест. Артем падает, поскользнувшись на бревнах, — зато в одном из заваленных бревнами штреков находим место под небольшой новый ПБЛ. Танкист в восторге! Артем тоже. Хотя на мой взгляд, ПБЛов тут и так предостаточно… Ну да кто поймет этих мужиков…


Какой русский не любит езды… на вагонетках


Артему неймется, через пару часов он решает продолжить похождения. Оставляю ему свой фонарь… Возвращается он лишь к пяти утра, жутко довольный — они дошли до Вторых через Третьи, покатались там на вагонетках (судя по всему, это мечта всех спелеостологов-новичков)… Но! Один фонарь он потерял, а другой тут же сел. Будь он один, повторил бы судьбу Шидловского (это легендарная личность. Оставшись без света, он две недели полз к выходу, обдирая колени, пока его не нашли спасатели. Говорят, с тех пор у него крыша съехала — всех рвется спасать). А я не знаю — то ли радоваться, что Артем все-таки вернулся, то ли прибить его на месте!


На следующий день, по дороге на выброску встречаем двух спелестологов. Они, хитро улыбаясь, жалуются, что не могу найти Ашку — узкий штрек по дороге к выходу. В результате мы сбиваемся с пути в поисках Ашки, они угорают во все горло (Ашка у них прямо за спиной)… Тоже мне, юмор… Однако же выбрести к центральному выходу никак не удается — мы каким-то макаром очутились у Аушки (узкий выход метрах в 30 от основного). Решаем выползти тут.


На улице день… Солнце… Как я люблю солнечный свет! «Никогда! Никогда больше ноги моей здесь!» — говорю я себе. Но… Артем решает встречать тут Новый год…


Из истории вопроса


Группа Сокских штолен расположена на территории Красноглинского района Самары, на сокском склоне Сокольих гор. Выработки разделены карьером Сокского месторождения карбонатных пород на ряд отдельных пещер, каждая из которых представляет систему взаимно перпендикулярных горизонтальных штреков, средним сечением 5×5 м. Разрабатывались в 30-50х гг. Массовые посещения штолен начались с середины 90-х годов. Суммарная протяженность ходов основной пещеры (Сокская-1) составляет 21950 м. По данным московских спелестологов эти штольни являются третьими по протяженности на территории РФ.


Из записей в журнале на входе


«Господа спелеологи!
Ищу мужика, чтобы выйти замуж. Ты: в белом комбезе и каске, фонарь Petzl Zoom, можно с ацетиленкой, невысокий, худой, в обвязке, «Вибры» (только не берцы), с двумя (четырьмя) банками тушенки, с четырьмя банками сгущенки (только не с нудлами). Желательно, чтобы была палатка для интимных встреч на Вашей стороне. Жду тебя со сталактитом, можно с калембулой сушеной. О себе: 130-80-130 в комбезе, в «Вибрах», рост ниже высоты штрека, вес 120 кг с рюкзаком, фонарь отличный («Бычок»), спальник теплый, примус «Смерть мужу», а зовут меня Хиппи Пещерная Крыса. Обращаться в выходные дни в ПБЛ Аушкина. Для неуверенных в себе предоставляется испытательный срок 4 дня в ПБЛе. Буду 17-18.11.01.
P.S. Просьба лесбиянок, геев, бисексуалов и гермафродитов не беспокоить. Нервные и психи допустимы».


По материалам газеты speechka@tltsu.ru


«SPEECHka» — газета «горящей» молодежи.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: