9 октября 2009 09:34
20252

С АвтоВАЗа нет выхода

«Называются различные огромные цифры по ожидаемым сокращениям, — сказал по итогам совещания вице-премьер. — Это вранье. Никаких таких сокращений и увольнений на предприятии не планируется. Более того, всю эту работу мы будем проводить совместно — федеральный центр, министерство промышленности и торговли и региональное правительство во главе с губернатором. Никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством АвтоВАЗа».

Напомним, что 14 сентября президент АвтоВАЗа Игорь Комаров подписал приказ о сокращении с предприятия 4997 человек. Согласно планам руководства увольнения должны пройти с 14 по 2 декабря этого года. 24 сентября АвтоВАЗ распространил официальное сообщение, в котором говорилось о планах сократить в общей сложности 27,6 тыс. человек (13 тыс. пенсионеров, 5,5 тыс. сотрудников предпенсионного возраста и 9,1 тыс. работников трудоспособного возраста). Увольнения планировались в рамках антикризисной программы предприятия, которая предусматривала сокращение издержек исходя из планов производства на 2010 год в 500 тыс. автомобилей (по итогам 2008 года предприятие произвело 800 тыс. автомобилей, а за 9 месяцев этого года — 221 тыс. автомобилей). По сути, руководство Волжского автозавода посчитало целесообразным сократить вторую рабочую смену (порядка 29 тыс. человек). 30 сентября завод предпринял попытку начать второй этап сокращений — президент компании Игорь Комаров пописал приказ об увольнении 17,7 тыс. человек. 1 октября независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» получил уведомление от администрации завода о начале процедур по сокращению этого количества персонала. Однако в тот же день письмо было отозвано с формулировкой «в связи с возможным изменением сроков и численности высвобождаемых сотрудников».

Господин Шувалов заявил, что сокращения на заводе будут происходить исключительно за счет увольнения сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Таковых на заводе, согласно данным самого предприятия, порядка 18 тыс. человек. При этом вице-премьер добавил, что им предложат заключить трудовой контракт сроком на 2 года и они продолжат свою работу на АвтоВАЗе. «В первую очередь, эта работа будет связана с подготовкой старых цехов под принятие новых технологических линий», — заметил господин Шувалов. За чей счет будут финансироваться контракты, чиновник не уточнил. По словам источника „Ъ“ на АвтоВАЗе, эти обязательства возьмет на себя государство.

На самом заводе неофициально говорят, что сокращения персонала необходимы и будут производиться, но после вмешательства правительства, «видимо, они могут растянуться на продолжительный срок». «По сути, перед нами поставили одно условие — не увольнять никого, если для этого человека не будет подготовлено рабочее место, — заявил источник „Ъ“ на заводе, — кроме того, заявления Шувалова не противоречат антикризисной программе, так как она фактически не утверждена и многое зависит от договоренностей, которые будут достигнуты с альянсом Renault-Nissan. Это должно произойти до 10 ноября, в сроки, поставленные перед нами и правительством Владимиром Путиным». По словам первого вице-премьера, переговоры с альянсом продолжаются, и пока речь идет о том, что он может предоставить АвтоВАЗу технологии, которые затем будут конвертированы в уставной капитал компании.

Эксперты называют две основных причины, по которым правительство сейчас фактически вмешивается в управление АвтоВАЗом. «Можно говорить о том, что правительство берет на себя обязательство по частичному содержанию тольяттинского автозавода, но вряд ли у него есть какая-то другая альтернатива в сложившейся ситуации, — говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. — АвтоВАЗу уже выделяли 25 млрд рублей, что проблемы компании помогло решить лишь частично. И сейчас завод просит еще 70 млрд для погашения кредитов, реструктуризации и финансирования его инвестпрограммы. Это означает, что власти обязаны контролировать эффективное расходование этих средств». «Наличие каких-либо заявлений еще не говорит о том, что это свершившийся факт, безусловно, в этом заявлении Шувалова усматривается давление государства на компанию, — считает директор консалтингового центра «Социальная динамика и информация» Юрий Эйрих. — Нельзя забывать, что государство оказывало и будет, судя по всему, оказывать масштабную финансовую помощь, за которую оно может попросить ответных одолжений».

Основная же причина, по мнению экспертов и участников вчерашнего совещания, заключается в том, что увольняемых с АвтоВАЗа просто некуда трудоустроить. Ее же озвучил вчера и сам господин Шувалов. По его словам, есть предложения регионального правительства по трудоустройству уволенных вазовцев, но они недостаточны, поскольку предполагают создание лишь нескольких тысяч рабочих мест, а для 700-тысячного города этого мало.

«Каких-либо фундаментальных решений этой проблемы нет. Для создания рабочих мест понадобятся годы, и это при условии соответствующего финансирования, что малореально. Кроме того, не совсем понятно, как будут те же пенсионеры строить новый конвейер в рамках сотрудничества с Renault, параметры которого не очевидны, как и не очевидно, состоится ли оно вообще», — говорит один из участников вчерашнего совещания.

Стоит отметить, что некоторые конкретные решения вчера были приняты. В частности, с баланса АвтоВАЗа будут сняты 17 объектов социальной инфраструктуры. Они будут переведены в муниципальную, областную и федеральную собственность. На 2010 год на их содержание потребуется 1,8 млрд рублей. Также Игорь Шувалов вчера заявил, что правительство будет поддерживать программы занятости. Отметим, на следующий год регион запросил в Москве на эти цели порядка 1,3 млрд рублей.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы сможете прожить неделю без интернета?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: