14 августа 2001 11:40
11738

Сэконд-хэнд: поношенная американская мечта

Последние четыре года в связи с учебой постоянно мотаюсь из Питера в Тольятти и обратно. В одежде приходится соответствовать и там и здесь. Там, чтобы не затеряться среди «блестящих». Здесь, дабы не уронить честь «столичной штучки». Соответствовать в первую очередь визуально, ведь встречают в России испокон веков по одежке. И это при моей «повышенной» стипендии в 280 рублей. Вот и приходилось в северной столице бегать по сэконд-хэндам, дабы и индивидуальность поддержать, и кошелек не истощить.


Но недавно оглянулась я по сторонам и в родном городе обнаружила не меньше, чем в Питере, магазинчиков с одеждой из «вторых рук». Туда-то, подсчитав последние грошики, я и направилась. Популярность сэконд-хэндов у нынешней молодежи в общем-то понятна. Она пришла вместе с американской поп-культурой. Чего только стоит фрагмент из небезызвестного «Телохранителя», где певица-звезда в исполнении Уитни Хьюстон, имеющая миллионы, едет делать покупки в дешевый сэконд-хэнд. Да еще и приговаривает: «Луиза, у тебя здесь столько классных вещей!» Ну чем вам не скрытая реклама.

Любопытно, что первыми распространителями бэушной одежды были церкви. Именно туда благочестивые прихожане сносили ненужные в хозяйстве вещи, чтобы они были распределены между сиротами и малоимущими гражданами. Потом, вероятно, какой-нибудь делец, отмаливавший очередной грех, заприметил это. Так в очередной раз благая идея превратилась в бизнес.

Пик моды на подержанную одежду пришелся на 60 — 80-е годы прошлого столетия. В Париже и Лондоне вся прогрессивная молодежь одевалась только на «блошиных» рынках, стараясь перещеголять друг друга. Индивидуальность была в большой цене. Порой главные модники, рок-н-рольщики таких групп, как Queen, Rolling Stones, в погоне за модой преображались до неузнаваемости каждый день. Вообще, и сегодня одеваться на таких рынках считается проявлением пресловутой «свободы выбора».

Но родиной сэконд-хэндов по праву считаются Штаты. Только в этой стране, живущей по принципу: «Все на продажу», подобный бизнес мог приобрести столь грандиозный размах. Из разряда «индивидуальной» одежда из сэконд-хэнда сразу же попала в разряд «массовой». Сначала такие магазинчики были местом паломничества хиппи. Потом рокеров и байкеров. Потом и тех и других. А привлекает сюда иллюзия, что здесь вы приобретете вещь, которой больше не будет ни у кого. Вот в погоне за такой вещью я и отправилась по магазинам.

Ближайший оказался на улице Чайкиной. На вывеске значилось «Одежда из Европы». Спускаюсь в подвальчик. Стандартная обстановка: стеллажи с горами, вернее, горками, одежды, стояки с вешалками. Выбор невелик, но радуют цены. Впрочем, это единственное, что радует. Я не нашла не только искомого, но даже ни одной вещи моего размера. Либо на пять размеров меньше, либо на два-три больше.

— А поменьше ничего нет?

— У нас чаще спрашивают, нет ли побольше, — просыпается продавщица.

Приводят в замешательство лейблы. На одних написано Made in USA (это когда же Штаты успели присоединиться к Европе?), а другие просто-напросто сострижены. Так, с этим заведением все ясно.

Спешу в знаменитый «Щеголь». Это чуть ли не первый сэконд-хэнд в городе. Да, выбор здесь побольше. Два просторных зала, забитых стояками и стеллажами. И одеждой, которой здесь более чем предостаточно. Поступления бывают каждый день, и бедные продавщицы не только не успевают ее сортировать, но и раскладывать. Так что в поисках маечки вы обречены постоянно наталкиваться на пиджаки, брюки и свитера. Честно говоря, я сдалась через 20 минут поисков в этом ворохе.

Правда, стоит отметить, что это единственное место, где я встретила не только одежду, но и сопутствующие аксессуары (о качестве не говорю, главное — наличие). Плюс ко всему число посетителей по сравнению с другими местами зашкаливало за цифру два. (В остальных я была в гордом одиночестве.)

Есть еще одна особенность. Ни на одной вещи вы не найдете ценника. Одежда в «Щеголе» продается на вес. Так что, покупая ту или иную вещь, вы никогда не будете знать, сколько вам придется выложить из кошелька. Короче, и отсюда я ушла не солоно хлебавши.

На витрине магазинчика на Карла Маркса опять-таки значится «Одежда из Европы». Захожу. И прямо с порога меня убивает надпись на стене — «трикотаж от Дома Мод». Это что, тоже в Европе?! Сразу режут глаза цены. Они, как минимум, в два раза больше, чем в других сэконд-хэндах. Не проще ли зайти в обыкновенный магазин?

Последней каплей стали «Вторые руки» (так и было написано на вывеске) в «Изумруде». Пробыв там около 10 минут, я поняла, что эти вещи я бы и в фирменном магазине не купила. А добила меня футболка с «гордой» надписью Calvin Claine и совдеповским лейблом Vega Moda.

Да, моя «прогрессивность» завела меня в тупик. Осталась я без индивидуального прикида. А может, просто выбирать не умею? Так или иначе, но все эти «вторые руки», похоже, будут мне сниться, как минимум, неделю.

Комментарий специалиста

Светлана Колесникова, заведующая отделом по защите прав потребителей:

— Два дня назад поступила первая жалоба на сэконд-хэнды. Женщина купила подержанную стиральную машину. А та вышла из строя. Потом руководство магазина пошло ей навстречу и заменило покупку. Но и та сломалась, залив при этом соседей снизу водой. Покупательница интересовалась, возможно ли потребовать возврат полной стоимости покупки или же оплаты ремонта. Тут вопрос, конечно, сложный. Ведь вещь была в употреблении, и она знала об этом. Если там по юбке или брюкам можно определить, сколько они прослужили, то в данном случае это невозможно. И покупатель остается один на один со своими проблемами.

Что касается меня лично, то я бы не стала покупать себе одежду в сэконд-хэнде. Мне невыносима мысль, что эту вещь кто-то носил до меня. Лучше уж не пожалеть денег и купить новую.

Но с другой стороны, подобного рода магазинчики существуют давно. Значит, это кому-то нужно.

Вопрос на засыпку

Как вы относитесь к сэконд-хэндам?

Елена Александровна, 35 лет: Ни разу не была там. Отпугивает плохой запах. Кому-то, возможно, некуда деваться, они туда и идут.

Наташа, 15 лет: Я бы зашла туда ради прикола, но что-то покупать… Я бы ни за что не надела вещь, которую до меня кто-то носил.

Алексей, 39 лет: Может, и зашел бы купить куртку или пиджак, то есть верхнюю одежду. А что-то из нижнего — футболку или брюки — только если бы мне рассказали, кто носил ее до меня. А вообще отношусь спокойно, раньше ведь были у нас комиссионки.

Ольга Александровна, 47 лет: Я была один раз в магазинчике на Карла Маркса. Присмотрела кофточку. Ну, думаю, стоит где-то 100 — 120 рублей. Смотрю, цена 200. Я считаю, это очень дорого. Тем более что они эту одежду даже не чистят и не дезинфицируют, как раньше делали в комиссионных магазинах.

Люба, 27 лет: Положительно. Это возможность для малоимущих что-то приобрести. А для прогрессивной молодежи найти клевый прикид.

Лена, 21 год: В Тольятти в сэконд-хэндах делать нечего. Там отвратительный запах, да и одежда вся в кучах лежит. Если надо что-то купить подешевле, то можно друзей попросить поискать что-то в Питере или Москве.


Татьяна ВОСТРИЛОВА
Рисунок Виктора МИНЕЕВА

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: