7 сентября 2022 14:57
362

Социальный координатор: умная благотворительность в действии

Социальный координатор: умная благотворительность в действии
Социальные координаторы Тольятти
Фото: Из личного архива Екатерины Елисеевой

Профессия соцработника в нашей стране существует издавна — ещё 8 июня 1701 года Пётр I подписал Указ о создании первых богаделен — предшественников современных приютов и хосписов. По требованию императора, «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». В память о петровском указе 8 июня в России отмечают День социального работника.

Сегодня в нашей стране в системе социальной работы трудятся более 600 тысяч человек, услугами которых пользуются около 26 миллионов граждан, в том числе 15 миллионов пожилых людей и инвалидов. Социальная помощь в России стала гораздо более охватывающей, комплексной, полной и «умной». В отрасли соцработы появилась новая профессия, призванная сделать её более современной и эффективной, — социальный координатор. Первые представители этой профессии появились в Тольятти Самарской области.

Тольяттинцы называют этих людей «ангелами на велосипедах», потому что к подопечным они приезжают на двух колёсах. В городе появилась патронажная служба, которая бесплатно помогает людям в тяжёлой жизненной ситуации. Возглавляет службу Екатерина Елисеева, один из первых дипломированных социальных координаторов России. Она рассказала TLT.ru о новом подходе к соцработе и о том, какую роль в ней играют соцкоординаторы.

— Какую помощь вы оказываете жителям Тольятти и в каком объёме?

— Одна из самых успешных благотворительных практик за последнее время — «Горячая тарелка». Три раза в неделю мы доставляем людям, которые оказались в сложной ситуации, горячее питание на дом. В основном это люди, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Мы кормим их до частичного или полного их восстановления. За первые 7 месяцев текущего года мы накормили 199 подопечных, сделав 1218 выездов. Помимо «Горячей тарелки» мы помогаем людям, которые годами не могут выйти на улицу. Обычно это люди с инвалидностью или одинокие бабушки и дедушки. Наши социальные координаторы помогут им оформить документы для получения социальной или медицинской помощи, довезут до поликлиники или просто отведут погулять в парк. Также мы помогаем паллиативным пациентам, за которыми некому ухаживать. В Тольятти нет хосписа, и наши патронажные сестры ухаживают за такими людьми на дому. В общей сложности за полгода нашей работы мы бесплатно помогли более 700 тольяттинцам.

— Кто может к вам обратиться?

— Если говорить о «Горячей тарелке», то каждый нуждающийся. Наш главный принцип — лучше не накормить сытого, чем не накормить голодного. Поэтому как минимум две недели мы доставляем питание всем обратившимся. Если в течение этого периода мы видим, что по факту человек не является нуждающимся, то через две недели уходим. Степень нуждаемости людей мы определяем абсолютно беспристрастно. Реально нуждающихся кормим 3 месяца, в основном это лежачие или полулежачие больные. Одним лишь питанием помощь не ограничивается. В процессе мы организуем комплексный патронажный уход, в случае необходимости — социальную и спонсорскую помощь. Кстати, благодаря «горячей тарелке» нам удалось выявить интересную статистику: из всех обратившихся 41% — реально нуждаются, а 59% нам приходится спустя две недели снимать с баланса.

— Где вы берёте питание?

— Точные цифры с января по июль текущего года: 588 горячих обедов переданы в дар от кафе «Морозко»; 630 горячих обедов выкуплены у кафе Центрального и Комсомольского районов на сумму 81.265 рублей; 1.185 единиц хлеба передано в дар от компании «Край-каравай». 2995 пищевых контейнеров куплено у поставщиков одноразовой посуды на сумму 31.480 рублей. Кстати, это довольно большая часть расходов, пока мы не придумали, как её сократить.

— Откуда средства?

— Мы получаем государственное финансирование от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Однако этих средств недостаточно, поэтому дополнительные приходится искать самостоятельно. Мы наладили такую систему: есть две патронажные службы — коммерческая (ООО) и некоммерческая благотворительная (АНО). Первая оказывает платные услуги, вторая — бесплатные для нуждающихся. ООО передаёт 10% дохода в АНО. На сегодня это главный донор бесплатной патронажной службы. Кроме того, некоммерческая организация может получать гранты, субсидии и спонсорские деньги. Распределив эти средства, мы можем помогать в среднем десяти людям в месяц без участия государства. Хотелось бы больше, поэтому мы приглашаем к сотрудничеству производителей продуктов, пищевых контейнеров, кафе и рестораны, которые могли бы передать нам горячие обеды в дар или с частичной компенсацией, водителей-волонтёров на развоз горячего питания, да и вообще всех неравнодушных.

— Самарская область первая в России реализовала проект «Социальный координатор». Что это за профессия? Чем она отличается от соцработника?

— Социальный координатор — это новый для России формат социальной поддержки. Это многопрофильный специалист, который призван стереть межведомственные границы и обеспечить людям комплексную, адресную, профессиональную и «умную» помощь, исходя из конкретных запросов подопечного. Зачастую люди нуждаются не в первичной поддержке, такой как питание и личная гигиена. Им нужно получить пособия, льготы, субсидии, оформить инвалидность или, например, записаться к зубному. Многим нужна психологическая поддержка. Иногда помощь требуется нескольким членам семьи или семье целиком. И выясняется, что в таких случаях неизвестно, к кому за этой помощью обращаться. Соцработники помогают решить только те вопросы, которые предусмотрены регламентом их работы. Именно этим соцкоординатор и отличается от соцработника. Координаторы должны мыслить стратегически, знать законы и разбираться в бюрократических деталях, взаимодействовать со множеством служб, при необходимости находить спонсоров и волонтёров, привлекать ресурсы вплоть до соседей и разрешать самые сложные ситуации. Пример: дедушка — лежачий больной, мать — инвалид после двух инфарктов, внук — с ментальными нарушениями. Работа социального координатора — составить «дорожную карту» поддержки и найти возможность обеспечить комплексную помощь такой семье по всем направлениям — от выездной паллиативной службы до средств личной гигиены.

— Много ли таких примеров?

— Немало. В России более 5 миллионов лежачих больных, 3,5 миллиона пожилых людей, которым нужен постоянный патронаж, а также 1,3 миллиона паллиативных больных. Одному нужно помочь получить паллиативный статус, добиться бесплатных обезболивающих лекарств и регулярной помощи на дому; другому — понять как начать жизнь заново после перенесённого инсульта, помочь оформить программу реабилитации, а также подсказать растерянным родственникам, где бесплатно обучиться основам ухода, третьему — надо помочь найти инвалидную коляску и добиться от управы района установки в подъезде пандуса, чтобы можно было выходить гулять.

— Кто идёт в эту профессию?

— Прежде всего, неравнодушные люди, чьё призвание — помогать другим. Это сотрудники благотворительных фондов, работники социальных служб, волонтеры.

— Где можно выучиться на социального координатора?

— Пока единственное в России учебное заведение, в котором можно получить образование по специальности «социальный координатор» — это Свято-Филаретовский институт в Москве. Программа подготовки социальных координаторов появилась там в 2018 году, она реализуется совместно с благотворительными фондами “Жить вместе”, “Старость в радость”, “Вера” и с Центром Лечебной педагогики.

Это программа дополнительного профобразования, рассчитанная на 1,5 года. Поступить могут те, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и планирует работать в социальной сфере. С 2020 года появилось дистанционное обучение для студентов из других регионов.

— Чему учат будущих социальных координаторов?

— Это множество дисциплин, среди которых возрастная психология, социальная геронтология, система долговременного ухода, основы общей и социальной психиатрии, командная работа в социальной сфере, проектная деятельность, адвокация прав, документоведение. На практических занятиях, семинарах и мастер-классах проходят коммуникативную компетентность, тренинги уверенного поведения, учатся системному анализу и рефлексии. Кроме того студенты проходят волонтерскую практику. После получения диплома выпускники могут диагностировать потребности нуждающихся людей, оценить их жизненную ситуацию, составить план помощи, провести правовую консультацию. Они умеют обеспечивать информационную поддержку и координировать деятельность множества людей, участвующих в помощи нуждающимся.

— Где потом работают выпускники?

— Диплом социального координатора дает право на работу в благотворительных фондах, социальных и медицинских учреждениях, НКО, которые работают в социальной сфере, помогают паллиативным больным, пожилым людям и людям с ментальными нарушениями. В России немало работодателей, заинтересованных в таких специалистах.

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы будете пользоваться платным мостом через Волгу в Самарской области?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: