14 ноября 2016 19:23
1942

Вячеслав Демченко о «Волга Квест»: Это что-то большее, чем ездовой спорт

Вячеслав около 10-и лет занимается ездовыми собаками. На «Волга Квест 2016» он занял третье место, и было впечатление, что он нисколько не опасался своих преследователей, а больше смотрел за лидерами — Фатеевым и Сыгулой.

Пресс-службе Волга Квест удалось пообщаться с Вячеславом до и после гонки, т.е. 4-го и 11-го марта, и вашему вниманию мы предлагаем фрагменты этих бесед.

— Вячеслав, откуда и как давно у вас увлечение собаками?

— Скорее всего с детства, у меня всегда были собаки. А ездовые появились наверное из-за того, что я Джека Лондона начитался в детстве. Не давайте читать детям Джека Лондона, иначе будет такое увлечение у них. А сейчас оно (увлечение ездовыми собаками — прим. ПС) еще и популяризируется.

— Ваши родные не страдают, ведь у вас все силы и средства уходят…

— Вы знаете — нет, я же зарабатывать начал на этом. Но сначала сильно возражали. Поэтому, если вам предложат собаку ездовую — не соглашайтесь, гоните этих людей подальше.

Я бросил адвокатскую работу из-за этого. Сейчас уже пять лет занимаюсь только собаками. До этого пять лет совмещал с адвокатурой. Зарабатываем мы на жизнь туризмом спортивным, занимаемся катанием, экскурсии проводим в питомнике. Этим зарабатываем. А если есть возможность, то выезжаем на гонки.

— Получается, что увлечение переросло в профессию?

— В профессию, в хобби. Самое ценное, когда хобби становится профессией и на этом еще можно заработать и прокормить себя. Не каждый человек может найти профессию, которая станет еще и хобби его.

— Дорогое это увлечение?

— Очень дорогое, да. У меня 60 собак, уходит много на кормежку. Кормление — ,наверное, самое дорогое из всего этого. А потом уже снаряжение идет, тоже очень дорогое — нарты, шлейки. Тапочки ежегодно нужно менять.

И еще по мелочи: на прививки; на лечение, если собака заболела; на ремонты вольеров; на сено; на аренду территории, где мы находимся.

— Как зовут лидера вашей упряжки?

— Ван Гог.

— Самый активный, ухо одно стоит, другое висит…

— Поэтому Ван Гог назвали, из-за уха. Это умный и послушный пёс.

— Сколько лет нужно, чтобы воспитать лидера?

— По-разному, могут проявиться лидерские качества, а потом угаснуть, при неправильном подходе к тренировкам. А могут проявиться в пять лет. У меня была собака, которая никогда не бегала впереди, и не было лидерских качеств, я ставил вперед его, и он не бежал — боялся. А лет через шесть поставил, он как рванул, и с этого времени начал бегать впереди и управлять упряжкой шикарно.

— А Ван Гог?

— Ван Гог со щенячьего начал, он так выделялся и по росту, и по скорости, и по желанию бежать впереди, что его все слушались. Вот его дочь — Забава —  тоже бегает впереди лидером (белая), рыжий — его сын, тоже лидером бегает, а вот эти, они тоже сыновья — Зики и Зевс, но они впереди не бегают.

— Часто в гонках участвуете?

— Да, часто. Но я некоторые гонки не считаю серьезными, поэтому на них особо не езжу, либо привожу молодежь для тренировок, чтобы они социализировались, и все.

— Молодежь — в смысле — молодых собак?

— Да, молодых собак. А для себя выбираю одну гонку в году самую основную и несколько второстепенных, дополнительно к основной гонке.

— Волгу Квест относите к серьезным?

— Да, серьезная эта гонка, дистанция приличная.

— Вы ведь второй раз на этой на гонке?

— Да. Мне нравится сама идея Волга Квест. Сначала было путешествие — экспедиция «Жигулевская кругосветка на собачьих упряжках» в 2013-м году, которую Семеновы организовали по Самарской Луке, пригласили Артура Чубаркина и других интересных людей, — это не очень для меня интересно, а в 2014-м уже сделали гонку, сама гонка была интересной. Мне очень понравился необычный формат ее — линейная гонка, потому, что у нас в России только на Чукотке и Камчатке есть такие гонки, а все остальное, что здесь происходит в центральной полосе, — это все этапные гонки, нон-стопом же можно пройти только здесь.

Поэтому я и решил попробовать свои силы, в 2014-м году я, конечно, силы не рассчитал и  снялся с первого этапа. Потому, что было очень холодно, собаки не выдержали и остановились. Тогда и пурга очень сильная была, и морозы нереальные какие-то, запредельные были. Было тяжело.

В 2015-й год ее не было, отменили, к сожалению. Хотя все готовились, все ждали эту гонку.

А в этом году объявили, и я тоже решил поучаствовать. Почему? Потому что вот эти интересные места, в которых проходит гонка, плюс формат, не по кругу кататься, круг 50 км, 100 км, а именно вот линейный. Ну, погода опять же чуть-чуть подвела, но все равно получилось очень здорово, и я получил новый опыт, совсем новый. Хотя я занимаюсь этим спортом 10 лет, это уже был совсем новый и иной опыт, именно линейных гонок, где мне нужно было останавливаться, отдыхать, рассчитывать свои силы, строить тактику прохождения.

— Т.е. более важен, как раз, формат гонки, а не длина дистанции?

— Ну дистанции такие есть уже. Та же Калевала (KALEVALA) была 440 км, И сейчас Северная Надежда 350 км. Дистанция сама не очень интересна, для меня интересен сам формат, допустим, формат именно линейной гонки, а не этапной.

Эта гонка тем и интересна, что здесь уже приходится рассчитывать больше не на организаторов, а на собственные силы и на собственные тактические какие-то соображения, планы. Почему? Потому что тут организаторы почти не помогали в этой ситуации (на трассе — прим. ПС), здесь нужно самому решать, приходится думать, соображать и планировать.

Самая главная цель была — пройти эту гонку. А самое трудное для меня было — это борьба с собой потому, что мне хотелось стартовать быстрей, чтоб собаки бежали-бежали-бежали. Но в то же время я понимал, что здесь формат немножко другой — не этапной гонки, а линейной, и нужно было беречь силы. Поэтому я на тормоза нажимал, хотя амбиции меня гнали вперед за Войтеком и за Мишей Фатеевым, но приходилось пересиливать себя и держать нужную скорость.

Цель именно дойти была. Я очень хотел сохранить всех собак, но, к сожалению, вчера пришлось снять двух собак из-за, даже не травм, а переутомления мышц на лапах. Они немножко припухли у них, пришлось снять потому, что они этот этап могли не пройти. Хотя мне кажется, что прошли бы, но жалко было собак, поэтому не стал брать этих двух, но 10 собак я сохранил в упряжке.

— На скольких стартовали?

— С первого этапа на 12-и, а вторую часть гонки на 10-и собаках.

— А пришли во второй части?

— На 10-и тоже, и до финиша никто не садился в нарту. Все было идеально, гладко.

— Как оцениваете трассу Волга Квест 2016?

— Да трасса как трасса, все в одинаковых условиях были, поэтому что обсуждать ее? Трасса нормальная. В этом году, конечно, сделана она шикарно была, именно в тех условиях, как возможно было сделать потому, что все-таки вот — тепло, фактически была жара, снег таял, поэтому организаторы в этой ситуации лучше ничего бы не сделали. Никогда и никто бы не сделал лучше. То, что было сделано, мне кажется, — это они выложились по полной.

Тем более такие дистанции подготовить очень сложно всегда, это очень дорого, это, наверное, самая дорогая часть гонки, именно подготовка трассы. Я сам организовывал гонки раньше и знаю что такое, когда примерзает задница к снегоходу, а ты все катаешь, катаешь, катаешь, заливаешь бензин, масло и таскаешь эти все за собой колеса и траки. Поэтому я говорю, что трасса мне очень понравилась.

Сегодняшний этап был, наверное, самый легкий из всех этапов по прохождению. Почему? Потому, что трасса вся была замерзшая. Собаки легко очень бежали, пробежали всю дистанцию на одном дыхании.

— Уже не проваливались?

— Нет, не проваливались, очень было хорошо сегодня именно из-за мороза. Очень здорово. Я и фотографировал по дороге собак, как ходили, даже видео заснял, вчера снял зимник этот, болото это.

Даже знаете, я вчера, когда ехал по этому зимнику, когда было тепло — днем, все текло, воды было много, болото было, на нартах полозья скрежещат, об камни убиваются, пластик сдирается, а он не дешевый…

Чувства были разные. И мне это нравилось. Понравилось очень сильно потому, что у меня буря эмоций: сдирается пластик мой и в то же время — мы идем по этому болоту и это уже не то, что мы раньше катались по идеальным трассам накатанным спринтерским в Москве и Подмосковье. Это хорошо потому, что ты уже ближе большим мировым гонкам – Айдитарод (Iditarod), Финнмаркслопет (FINNMARKSLØPET).

— Экстрим?

— Это даже не экстрим, это то что… — не важно, какая погода, не важно какие условия, ты должен пройти этот этап, и ты проходишь его. И не будут организаторы отменять гонку только из-за того, что потек зимник. Есть участок, ты пришел на эту гонку, согласился, если тебе не нравится — можешь сняться всегда. Поэтому вот я считаю, что было здорово очень, я порадовался, прямо, этому зимнику.

И потом еще был участок перед Торновым, кажется, тоже из грязи весь. Тоже очень понравился этот кусок именно вот тем, что там не было снега. И собаки тащили нарты, эти полозья по этому болоту. Было здорово, очень здорово. Понравилось очень.

— Что запомнилось в Самарской Луке?

— Ну природа вообще уникальная там, мне горы очень понравились – здорово было, рельеф Каменной чаши понравился очень сильно.

— Прямо в Чашу заезжали?

— Да, через нее проезжали. Конечно, там красиво было все-таки. И мы же не только днем, но и ночью ездили. Ночью даже встретил двух лисиц, они перебежали дорогу, я думал сначала, что там с фонариком побежал кто-то в лес, потому, что отражение было от глаз, а потом когда проезжал, повернул голову — смотрю — они прямо в 10-и метрах сидят и смотрят — наблюдают за гонкой. Они сели и сидят такие, уши навострили. Вот такие лисицы.

Потом был комичный случай на каком-то этапе. По зимнику ехал, возвращались уже в Усладу, а мне сказали — там кладбище есть (в этом месте — прим ПС). Еду, поднимаю голову — группа людей, опускаю голову, поднимаю — нет людей. Не понял, аж мурашки по коже. Подъезжаю все ближе, ближе, ближе. Думаю: куда ж они делись-то. А там, оказывается, просто поворот был (за сугроб).

Группа туристов шла, человек 10-15, они пешие, с трекинговыми палками, с рюкзаками шли. И очень удивились они (увидев упряжку), сразу достали фотоаппараты, начали щелкать. Потом я остановился покормить собак, они меня догнали и дальше я уехал, а они пошли пешком.

— Волга Квест – это не только гонка, но и фестиваль ездового спорта. Шоу и спорт совместимы?

— Все должно совмещаться. Т.е. здесь же мы получаем эмоции, спортивные эмоции. Спортсмены получают от нагрузок и самих соревнований, а люди получают, смотря и болея за спортсменов. Поэтому элемент шоу должен всегда присутствовать. Я за шоу. Не знаю, кто как, но я считаю, что шоу должно присутствовать во всех соревнованиях.

— Есть у вас опыт других линейных гонок?

— Вот в этом году съездил в Финляндию на такую же гонку линейную (Истпоинт — Eastpoint Open – прим. ПС).

— Для себя отметили разницу между ней и ВК?

— Ну здесь более душевно все-таки. Там как-то они все в себе находятся, каждый сам за себя. Стартовал, финишировал и все разошлись по своим домикам. Здесь же общаются люди. Ну, мне здесь в России больше нравится, конечно.

Почему я поехал на ту гонку в Финляндии? Потому, что она должна была быть квалификационной на другую гонку — Финнмаркслопет, на которую я планирую через год поехать. А в России нет у нас квалификационной гонки, поэтому мне пришлось поехать на ту гонку финскую. Хотя понравился  формат, тоже было интересно.

Но Волга Квест, конечно, круче, честно скажу. Это не то, что она в России или мне нравится, там, «Серебро Севера»- Семеновы, или еще что-то, а именно вот здесь интереснее было, здесь так вот по живому все было. А там ты встал, стартанул, финишировал. И на этом все закончилось, люди все разошлись по своим норкам и сидят.

— Что касается дистанций, какая дистанция линейной гонки вам сейчас интересна?

— Сейчас пока 500. Я думаю, мы бы прошли эти 500 км, если был бы еще какой-то этап 80 км (на ВК – прим ПС), мы пошли на него сегодня, мы бы закончили его.

Но уже интерес пропадает. Почему? Потому, что мы по кругу ходим здесь.

— Какие еще длинные дистанции в России есть?

— Есть Беренгия. Это Чукотка-Камчатка. Там 960 км. И Надежда — 1100 км. Это в России, но туда добраться еще тяжелее, чем в Европу.

— Есть что пожелать организаторам?

— Да сил на самом деле, сил и чтоб они, не дай Бог, отказались от этой затеи и чтобы они продолжали делать эту гонку в том ключе, как начали. И чтоб эта гонка была, она, наверное, станет, если они будут продолжать ей заниматься этой гонкой, она, наверное, станет самой популярной именно как линейная гонка в России и в Европе.

Почему? Потому, что очень многие европейцы заинтересовались этой гонкой. Именно самим форматом гонки и теми местами, по которым она проходит. Потому, что первая гонка была в 2014 проходила через три региона. Это Самарская область, Ульяновская и Татарстан.

Мне понравилось, в прошлой гонке, то, что каждый этап мы заходим в разные поселки и города, приходим, и там люди встречают гонщиков как героев. Это было приятно на самом деле, очень приятно. Льстило очень.

— Поблагодарить кого-нибудь хочется?

— Да, естественно. Особо волонтеров и организаторов, это однозначно, у них труд и средства вложены колоссальные, огромное спасибо им. Свете, Сергею, Илье Семеновым как авторам, идеологам и организаторам отдельно, что они не бросают эту идею, а упираются. Я знаю, сколько было препятствий после этой идеи, когда она появилась и до момента ее внедрения в жизнь.

Сколько они пытались сначала сделать эту Кругосветку, эту экспедицию, потом гонку. Тогда она получилась, не очень как хотелось бы, не так, как хотелось. И в этом году, в 16-м, конечно, все получилось шикарно, формат весь выдержан, весь регламент выдержан – это самое главное для этой гонки, чтобы она уже состоялась как гонка.

Все было отлично на самом деле, и здесь условия были уже, наверное, такие, как на европейских и американских гонках потому, что это уже даже не ездовой спорт, это уже большее что-то, чем ездовой спорт. Это образ жизни, скорее всего, становится. Чтобы подготовиться к такой гонке нужно прожить целый год или несколько лет именно этой гонкой и готовиться к этой гонке и команду готовить т.е., фактически, посвятить все свое свободное время подготовке к этой гонке, образ жизни поменять свой. Поэтому это уже нельзя назвать ездовым спортом, это что-то выше, наверное.

Я думаю, что очень успешно эта гонка прошла. Единственное: жаль, что она очень быстро заканчивается. Вот сейчас сидишь, и не хочется уезжать, хотя надо, знаю, что надо. И я, конечно, понимаю, что в следующем году уже будет все по-другому. Почему? Потому, что не могут повторяться гонки, чуть-чуть меняются люди, меняется, может, сама дистанция, места прохождения — все по-другому. Сейчас опыта не было, а в следующем году будет какой-то опыт. Поэтому каждая такая гонка уникальна.

Пресс-служба «Волга Квест»

Фото: Анна Пономарева,  Дмитрий Шаромов

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: