Жилищный кодекс – опыт 9 месяцев

06 декабря 2005 18:30
 20648

Здравствуйте, это программа «Город». Тема нашей сегодняшней передачи – это «Жилищный вопрос». У нас в студии Ирина Викторовна Белякова, начальник отдела жилищной политики мэрии города Тольятти. Начнем, наверное, с Жилищного кодекса, которому исполнилось девять месяцев. То есть он окончательно родился – какие проблемы он должен был решить и что произошло за эти девять месяцев?

Да, действительно, новый Жилищный кодекс мы ждали долго, потому что работали на основании Жилищного кодекса, принятого в 1983 году. То есть еще в советское время. За эти годы очень многое изменилось, в том числе и в отношении жилья и в правоотношениях по этому вопросу. Поэтому новый Жилищный кодекс внес много изменений, касающихся всех аспектов жилищных правоотношений. Основное это то, что кодекс расставил на свои места – кто за что отвечает в плане собственности, и кому жилье должно предоставляться бесплатно. Новый Жилищный кодекс трактует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам.

В развитие Жилищного кодекса на уровне субъекта Федерации был принят Закон Самарской области «О жилище». Он был принят 21 июня и вступил в силу 17 июля 2005 года. В рамках данного закона были регламентированы такие темы, как порядок признания граждан малоимущими, постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. А также порядок рассмотрения льготных категорий граждан, которые имеют право на получение жилой площади в первоочередном и внеочередном порядке. Что касается Жилищного кодекса, из него ушли такие понятия, как первоочередное предоставление жилья. В старом кодексе было порядка 13 категорий граждан, которые имели право на первоочередное получение жилья. Сейчас этого нет. Для тех, кто стоял в очереди по состоянию на 1 января 2005 года, Федерация закрепила за собой право предоставления жилья в льготном порядке. Финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета. Основная направленность государственной политики на сегодняшний день идет по линии предоставления жилищных субсидий, а не предоставления квартир.

На сегодняшний день в Жилищном кодексе только три категории имеют право на внеочередное получение жилья. Это граждане, которые в силу стихийных бедствий утратили свое жилище. Это дети-сироты и граждане, страдающие тяжелыми формами заболеваний (в соответствии с 330-м приказом). Приказ этот, правда, тоже очень старый и не все заболевания там прописаны.
В развитие закона на местном уровне было выпущено постановление мэра…

Вот я тут читаю примерно десять строчек: «Об установлении учетной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма…»

Да, не будем его дочитывать до конца…

Но о чем идет речь?

Это те вопросы, которые отнесены к компетенции местного самоуправления. Жилищный кодекс определяет кто признается малоимущими гражданами. Это граждане, размер доходов которых меньше установленных органами местного самоуправления и стоимость имущества которых тоже меньше установленной органами местного самоуправления. То есть учетная норма и норма постановки относится к компетенции органов местного самоуправления. С одной стороны это верно, потому что муниципальные образования различны и уровень доходов населения тоже различен.

Новый Жилищный кодекс исключил такое понятие, как «жилая площадь». Теперь все измеряется на уровне «общей площади». Учетная норма в городе Тольятти принята не менее 12 квадратных метров общей площади на человека, а норма предоставления жилья – это 30 квадратных метров на одного человека, 36 метров на семью из двух и по 15 квадратных метров на семью из трех и более человек. Эти нормы немного меньше, чем были приняты предыдущим законом Самарской области «О жилище». Я хочу подчеркнуть, что эти нормы относятся только к предоставлению жилья по договорам социального найма. Это ни в коем случае не относится к предоставлению субсидий, там свои нормы.

По поводу Жилищного кодекса много говорится. Были попытки депутатов опротестовать, убрать отдельные положения. Но он все равно действует…

В Жилищном кодексе много противоречий. Он противоречит и гражданскому кодексу и в некоторых вопросах даже Конституции…

Будет ли он меняться?

Я думаю, что он будет меняться. Но на сегодняшний день согласно нашего законодательства внесение изменений в Жилищный кодекс, и вообще в кодекс, возможно только через пять лет после его принятия. Поэтому будут либо изменены сроки внесения изменений, либо мы будем ждать пять лет.

Вот такой вопрос – что положительного произошло за девять месяцев? Какие проблемы позволил снять новый жилищный кодекс?

Я думаю, что новый жилищный кодекс, прежде всего, определил, что у нас есть собственность. В старом кодексе понятие собственности вообще не было предусмотрено.

Квартиры были государственными…

Да, в кодексе описаны права собственников – кто за что отвечает. Я считаю, что в этом есть его положительное значение. И второй момент – мы все-таки идем к тому, что жилье люди должны приобретать сами, покупать за свои средства. Новый кодекс приближает нас к этому. Жильем должны обеспечиваться только малоимущие граждане…

Имеется в виду через субсидии?

Нет, здесь предусматриваются договора социального найма. Через субсидии предоставляется жилье льготным категориям граждан – «чернобыльцы», граждане, выехавшие из районов крайнего севера… Остальные категории будут обеспечиваться жильем согласно постановлений правительства РФ. Это участники и инвалиды войны, «блокадники» и т.д.

Вопрос, который сейчас многих волнует – завершение бесплатной приватизации жилья в 2006 году. Это произойдет или сроки будут отложены.

Мы думаем, что будет отложено. У нас есть информация, что в Правительстве РФ рассматривается вопрос о продлении приватизации жилого фонда до 2010 года. Могу сказать, что за 2005 год в нашем городе приватизировано порядка 10-15% жилья. Если у нас было приватизировано 60%, то на сегодняшний день – это 70-75%. За 2006 год мы все равно явно не успеем приватизировать жилой фонд. И второй момент, мы считаем только жилой фонд, а у нас к приватизации добавились еще общежития.

И это отдельная проблема…

На мой взгляд, проблема стоит только по общежитиям коридорного типа. По остальным общежитиям я считаю, что законодатель прав, отдав это гражданам, которые много лет проживают в общежитии. Перспектив на улучшение условий у них практически нет. А вот общежития коридорного типа – это отдельный разговор. Приватизация этих общежитий приводит к последствиям, о которых граждане, руководители города, да и законодатели просто не задумываются. Общежития коридорного типа – это кухня и туалет, общие на весь этаж. Невозможно поставить счетчики ни на электроэнергию, ни на воду. Второй момент – содержание данных общежитий, ремонт, капитальный ремонт, если мы изменим статус и переведем в жилой фонд – это приведет к удорожанию содержания общежитий…

Это опять проблемы с управляющей компанией, созданием ТСЖ…

Конечно. То есть граждане получат большое количество проблем и очень большие платежи по коммунальным услугам. Учитывая, что у нас уже сегодня за общежития платят чуть ли не больше чем за квартиры, то после приватизации оплата будет еще больше. Потому что дотационная составляющая из бюджета уйдет совсем.

Вторая проблема по приватизации общежитий – это приватизация «койка-мест». Судьи говорят, что каждый имеет право на приватизацию. В комнате, которую занимают три человека, один, приватизировав свое «койка-место» имеет право его продать кому угодно. То есть по сути дела ущемляются права двух оставшихся жителей комнаты. Это даже не коммунальная квартира. Я считаю, что это большая проблема и, на мой взгляд, приватизация «койка-мест» вообще недопустима.

И еще больной вопрос — прежде чем вкладывать деньги в жилищные кооперативы, товарищества, которые предлагают привлекательные условия приобретения жилья, внимательнее относиться к документам. А может быть консультироваться в органах местного самоуправления. Мы не застрахованы от мошенников в рамках имеющегося законодательства.

Последний вопрос – это переход на уплату налога по рыночной оценке стоимости жилья.


Это, наверное, перспектива. На сегодняшний день ставки утверждены, и расчет идет по инвентаризационной оценке. Второй момент – кто будет проводить оценку рыночной стоимости жилья. За это нужно заплатить.

Это экспертная оценка?

Да, экспертная оценка и за нее кто-то должен заплатить. Мы не можем заставить самих граждан оплачивать оценку. Выходом из данной ситуации может быть то, что к инвентаризационной оценке могут быть приняты поправочные коэффициенты, увеличивающие стоимость имущества.

Спасибо.


Видеозапись интервью (Размер 27 Мб, формат фидео .avi)

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: