С сентября 2019 года в Симфоническом оркестре Тольяттинской филармонии новый дирижер – Алексей Верховен. Он из Санкт-Петербурга, учился у одного из авторитетнейших дирижеров современной России, главного дирижера симфонического оркестра Московской филармонии Юрия Симонова и заведующего кафедрой симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Александра Титова. Почему Алексей приехал в Тольятти, оставив работу в Петербурге? Какие изменения в репертуаре оркестра нас ждут? Алексей рассказал о своих ожиданиях от Тольятти накануне концерта симфонического оркестра 1 декабря, в котором заявлена большая серьезная программа.
– Почему вы решили перебраться в Тольятти? Как получилось Тольяттинской филармонии заполучить специалиста с такой мощной дирижерской школой?
– В начале осени мне поступило три предложения о работе: в столичном оркестре вторым дирижером, в оперном театре и последний звонок был из Тольяттинской филармонии. Большую роль сыграло то, что директором Тольяттинской филармонии является Лидия Валентиновна Семенова – человек, на мой взгляд, уникальный в музыкальном мире. Понимаете, для меня имеет решающее значение атмосфера, в которой мы с оркестром ищем ответы на вопросы и, если хотите вызовы, поставленные перед нами композитором. Для этого нужна определенная душевная организация и настрой. Приехав в Тольятти и переступив порог филармонии, я увидел команду единомышленников, которая создает для нас эти условия. Интересно, что Лидия Валентиновна позвонила мне днем, а вечером я хотел соглашаться на другую работу. Я никогда не был похож на безнадежного романтика, но всегда тайно придерживался мысли, что жизнь является не набором бессмысленных случаев и совпадений, а, напротив, цепочкой событий, связанных между собой в единый план. После таких моментов я все больше обретаю крепкую веру в то, что древние называли фатумом, а мы в просторечии привыкли называть судьбой. Возможно, поэтому я и оказался в Тольятти.
–В сентябре на концерте Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии помимо других произведений исполнил Вагнера, который никогда до этого в Тольятти не исполнялся. Меня удивило, насколько изменился звук оркестра за короткий срок. Вы работаете уже несколько месяцев с оркестром. Какие у вас впечатления от коллектива?
– Оркестр находится в прекрасной форме, я вижу подлинную заинтересованность в том, что мы делаем. Музыканты встретили меня более чем радушно, многие говорили, что рады моему приезду. Тольяттинский симфонический оркестр имеет большую музыкальную историю, в том числе гастрольную, и этот опыт чувствуется в их игре. Что касается Вагнера. Мы постоянно находимся в поиске аутентичного звучания. Проблема в том, что у каждой эпохи и композитора приемы игры и внутреннее наполнение произведения различны. То, что мы нашли в музыке Вагнера, не работает, например, у Дебюсси. Сейчас, репетируя Пятую симфонию Шостаковича, мы находимся в поиске тончайших нюансов, корректируем малейшие изменения темпа, чтобы осмыслить и выстроить форму всей этой четырехчастной конструкции. У Шостаковича совершенно оригинальная лирика и музыкальные образы, которые он обнаружил уже в первой симфонии.
Удивительно, что со стороны оркестра я не встречаю сопротивления, мы находимся на одной музыкальной волне. Есть ощущение, что все делают одно общее большое дело. Это, кстати, исторический момент, так как Пятая симфония Шостаковича будет звучать в Тольятти впервые.
– А что важнее для музыканта, на ваш взгляд, талант или трудолюбие?
– Для меня одно из главных качеств человека – способность изменяться. Говорят, что человек не может измениться. Я считаю, может, но это сложно и доступно не всем. Способность осмыслить свои действие или черты и изменить себя – это очень сильное качество. Знаете, как у Льва Толстого в романе «Война и мир». Главные герои проживают огромный отрезок своей жизни и Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский претерпевают огромные изменения, они находятся в постоянном поиске и, по сути, в конце романа это уже совершенно другие люди. А отрицательные герои на протяжении всей книги не меняются. Наверное, для меня важнее всего в человеке характер. Без трудолюбия ни в одной профессии невозможно достичь значимого результата. А талант это всего лишь способность человека быстрее и глубже других понять суть вопроса.
– А гений?
– Гений может заглянуть туда, куда еще никто не заглядывал.
– Вы уже определились, какую репертуарную политику будете проводить?
– Мы будем стремиться к сбалансированному репертуару. В сезоне должны звучать премьеры и уже зарекомендовавшие себя произведения, разных эпох и стилей. Разумеется, будут программы для детей, это одна из важнейших задач. Мы не будем конкурировать с эстрадой или джазом. У симфонического оркестра колоссальный репертуар, накопленный веками. Когда я выбираю произведения, то исхожу из того, что могу сделать это интересно. Поэтому каждый наш концерт будет особенным.
– Что нас ожидает на концерте 1 декабря?
– Прозвучат Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна, в котором солировать будет замечательная скрипачка Анна Шаталова, и легендарная Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.
На прошлой неделе я специально летал в Санкт-Петербург, чтобы почерпнуть вдохновение в большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Прогуливаясь среди колонн, где проходила премьера этой симфонии в далеком 1937 году, я пытался представить и ощутить ту атмосферу, которая царила в тот вечер. Дирижировал премьерой один из моих любимых дирижеров Евгений Мравинский. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича ключевое произведение двадцатого века. Наконец спустя много лет, жители города Тольятти смогут услышать её вживую.