25 ноября 2019 10:08
946

Алексей Верховен: «Каждый наш концерт будет особенным»

С сентября 2019 года в Симфоническом оркестре Тольяттинской филармонии новый дирижер – Алексей Верховен. Он из Санкт-Петербурга, учился у одного из авторитетнейших дирижеров современной России, главного дирижера симфонического оркестра Московской филармонии Юрия Симонова и заведующего кафедрой симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Александра Титова. Почему Алексей приехал в Тольятти, оставив работу в Петербурге? Какие изменения в репертуаре оркестра нас ждут? Алексей рассказал о своих ожиданиях от Тольятти накануне концерта симфонического оркестра 1 декабря, в котором заявлена большая серьезная программа.

– Почему вы решили перебраться в Тольятти? Как получилось Тольяттинской филармонии заполучить специалиста с такой мощной дирижерской школой?

– В начале осени мне поступило три предложения о работе: в столичном оркестре вторым дирижером, в оперном театре и последний звонок был из Тольяттинской филармонии. Большую роль сыграло то, что директором Тольяттинской филармонии является Лидия Валентиновна Семенова – человек, на мой взгляд, уникальный в музыкальном мире. Понимаете, для меня имеет решающее значение атмосфера, в которой мы с оркестром ищем ответы на вопросы и, если хотите вызовы, поставленные перед нами композитором. Для этого нужна определенная душевная организация и настрой. Приехав в Тольятти и переступив порог филармонии, я увидел команду единомышленников, которая создает для нас эти условия. Интересно, что Лидия Валентиновна позвонила мне днем, а вечером я хотел соглашаться на другую работу. Я никогда не был похож на безнадежного романтика, но всегда тайно придерживался мысли, что жизнь является не набором бессмысленных случаев и совпадений, а, напротив, цепочкой событий, связанных между собой в единый план. После таких моментов я все больше обретаю крепкую веру в то, что древние называли фатумом, а мы в просторечии привыкли называть судьбой. Возможно, поэтому я и оказался в Тольятти.

–В сентябре на концерте Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии помимо других произведений исполнил Вагнера, который никогда до этого в Тольятти не исполнялся. Меня удивило, насколько изменился звук оркестра за короткий срок. Вы работаете уже несколько месяцев с оркестром. Какие у вас впечатления от коллектива?

– Оркестр находится в прекрасной форме, я вижу подлинную заинтересованность в том, что мы делаем. Музыканты встретили меня более чем радушно, многие говорили, что рады моему приезду. Тольяттинский симфонический оркестр имеет большую музыкальную историю, в том числе гастрольную, и этот опыт чувствуется в их игре. Что касается Вагнера. Мы постоянно находимся в поиске аутентичного звучания. Проблема в том, что у каждой эпохи и композитора приемы игры и внутреннее наполнение произведения различны. То, что мы нашли в музыке Вагнера, не работает, например, у Дебюсси. Сейчас, репетируя Пятую симфонию Шостаковича, мы находимся в поиске тончайших нюансов, корректируем малейшие изменения темпа, чтобы осмыслить и выстроить форму всей этой четырехчастной конструкции. У Шостаковича совершенно оригинальная лирика и музыкальные образы, которые он обнаружил уже в первой симфонии.

Удивительно, что со стороны оркестра я не встречаю сопротивления, мы находимся на одной музыкальной волне. Есть ощущение, что все делают одно общее большое дело. Это, кстати, исторический момент, так как Пятая симфония Шостаковича будет звучать в Тольятти впервые.

– А что важнее для музыканта, на ваш взгляд, талант или трудолюбие?

– Для меня одно из главных качеств человека – способность изменяться. Говорят, что человек не может измениться. Я считаю, может, но это сложно и доступно не всем. Способность осмыслить свои действие или черты и изменить себя – это очень сильное качество. Знаете, как у Льва Толстого в романе «Война и мир». Главные герои проживают огромный отрезок своей жизни и Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский претерпевают огромные изменения, они находятся в постоянном поиске и, по сути, в конце романа это уже совершенно другие люди. А отрицательные герои на протяжении всей книги не меняются. Наверное, для меня важнее всего в человеке характер. Без трудолюбия ни в одной профессии невозможно достичь значимого результата. А талант это всего лишь способность человека быстрее и глубже других понять суть вопроса.

– А гений?

– Гений может заглянуть туда, куда еще никто не заглядывал.

– Вы уже определились, какую репертуарную политику будете проводить?

– Мы будем стремиться к сбалансированному репертуару. В сезоне должны звучать премьеры и уже зарекомендовавшие себя произведения, разных эпох и стилей. Разумеется, будут программы для детей, это одна из важнейших задач. Мы не будем конкурировать с эстрадой или джазом. У симфонического оркестра колоссальный репертуар, накопленный веками. Когда я выбираю произведения, то исхожу из того, что могу сделать это интересно. Поэтому каждый наш концерт будет особенным.

– Что нас ожидает на концерте 1 декабря?

– Прозвучат Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна, в котором солировать будет замечательная скрипачка Анна Шаталова, и легендарная Пятая симфония Дмитрия Шостаковича.

На прошлой неделе я специально летал в Санкт-Петербург, чтобы почерпнуть вдохновение в большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Прогуливаясь среди колонн, где проходила премьера этой симфонии в далеком 1937 году, я пытался представить и ощутить ту атмосферу, которая царила в тот вечер. Дирижировал премьерой один из моих любимых дирижеров Евгений Мравинский. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича ключевое произведение двадцатого века. Наконец спустя много лет, жители города Тольятти смогут услышать её вживую.

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: