Сегодня православная церковь отмечает один из главных своих праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Это первый двунадесятый праздник церковного года, начало которого принято отмечать 1 сентября по старому стилю. Празднование Рождества Богородицы было установлено церковью еще в IV веке, с тем чтобы прославить высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Девы Марии, рожденной по обетованию Божию.
Hа Руси Дева Мария издавна почитается как Богоматерь, как заступница людей перед Богом. Праздник Рождества Богородицы в пределах предпразднества и попразднества продолжается 6 дней, с 20 (7) до 25 (12) сентября.
Согласно учению Церкви, Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество и избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости. В предании сообщается о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна — из рода первосвященника Аарона. Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. Имя Богородицы было указано ангелом, который возвестил родителям и о самом ее рождении. Родилась Мария, как свидетельствует Евангелие, в галилейском городе Назарете. Достигнув преклонных лет, супруги были бездетны. В то время бесплодие считалось у еврейского народа наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Но они не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Бог может даровать им ребенка даже в старости, как некогда даровал Аврааму и Сарре. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, на служение Богу в храме. Молитвы Иоакима и Анны были услышаны Богом, и архангел Гавриил возвестил им, что у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов и, как говорится в праздничных церковных песнопениях, явилась «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
На Руси в этот день бабы встречали у реки осень: «Богородица пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!». Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни. К новобрачным сходились все родные и знакомые посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка.
Также на Рождество Пресвятой Богородицы примечали, что если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.
С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа, День Матери. Во всех церквях Тольятти пройдут праздничные службы.