11 декабря 2018 11:08
551

«Преступление и наказание» в «Дилижансе»: Евгений Зимин рассказал о самом крупном проекте в истории тольяттинского ТЮЗа

13 декабря, в День открытия Года театра в России, театр «Дилижанс» представит премьеру спектакля «Преступление и наказание» по роману Федора Михайловича Достоевского. Самый крупный творческий проект за всю историю тольяттинского ТЮЗа собрал постановочную команду из разных городов России. Мы встретились с режиссером спектакля Евгением Зиминым, приглашённым в Тольятти из Санкт-Петербурга, и задали несколько вопросов.

— Каким образом появилась возможность поработать в Тольятти?

Это не первый мой приезд в ваш город. В первый раз я был здесь ещё в прошлом веке — в 1994 году, будучи артистом «Театра поколений» Зиновия Яковлевича Корогодского. У нас были большие недельные гастроли, мы приехали в Тольятти по приглашению театра «Дилижанс». Тогда завязалось знакомство, которое оказалось очень длительным. Прошло уже очень много времени, и я не скажу, что мы регулярно и часто общались. А тут несколько лет назад мы встретились с Виктором Мартыновым, художественным руководителем театра «Дилижанс», и он предложил совместную работу. Не было какого-то конкретного названия, мы просто обсуждали саму вероятность. У меня очень много спектаклей, работа со студентами и прочее. Нужно было выбрать время, когда наши интересы могли бы совпасть. Мне было очень любопытно приехать спустя много лет, посмотреть на город, повидаться. Этим летом театр предложил поработать над «Преступлением и наказанием», и наши графики совпали.

— До этого предложения вы думали над тем, чтобы поставить роман?

Это тоже удивительная цепь совпадений. Я всё больше и больше убеждаюсь, что идеи витают в воздухе и всё взаимосвязано. В мае месяце мне поступило предложение от совершенно другого театра поработать над постановкой спектакля «Преступление и наказание». Я начал готовиться и провёл достаточно мощную предварительную работу. И тут я узнаю, что директора этого театра убирают с должности. Все наши предварительные договорённости обесцениваются. Мне, конечно, было немного обидно, но я подумал, что в будущем мне в любом случае это пригодится. И тут раздается звонок Виктора, который предлагает поработать непосредственно над «Преступлением и наказанием». Меня это совершенно изумляет! «Этого не может быть!»  — думаю я.  Если бы он предложил поставить «Идиота» или ещё что-то, а тут именно то же самое произведение! Поэтому я, конечно же, сразу ухватился за это предложение.

— Ранее вы уже ставили Достоевского?

Был проект Музея Достоевского и Колпинской колонии, который назывался «На пути к свободе». Мы работали над «Записками из Мёртвого дома». Это был социальный проект с участием заключённых. В творческой команде работали петербургский художник Эмиль Капелюш, петербургские артисты Валерий Кухарешин и Сергей Бызгу, художник по куклам Анна Викторова — уже тогда их имена были хорошо известны, а сейчас тем более. И поэтому я подступал к тому, чтобы поставить ещё какое-то произведение Достоевского и рассматривал разные названия. «Преступление и наказание» — это роман, который мне безумно нравится.

— Что именно вас привлекает в романе, учитывая, что вы ставите его в театре юного зрителя?

В «Преступлении и наказании» для меня важны вопросы, которые мучают главного героя, по своей сути максималиста. В период становления личности молодой человек пытается найти своё место, отстоять своё значение, своё право быть личностью. Возможно, не все философские вопросы, поднимаемые в романе, понятны школьникам, которые ещё не могут в полной мере их проанализировать, но есть главный вопрос: любые ли средства хороши для достижения цели? Если убийство — это некая форма самореализации, допустимо ли это? В исследовании этого вопроса главный герой романа проводит опыты над собой. Я думаю, что этот вопрос актуален во все времена. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Что для одного хорошо, для других губительно. Где эта грань? Как определить, что хорошо, а что плохо?

В работе над спектаклем я не беру на себя цель реализовать весь роман в полной мере. Да это и нереально, потому что каждый читающий находит какие-то свои ассоциации, близкие ему мотивы. Я, безусловно, нашёл там некую тему, которую мне хотелось бы раскрыть. В чём-то я могу быть не согласен с Достоевским. Я могу с ним полемизировать, и это нормально, в этом и прелесть Достоевского, что он неоднозначен. Он не поучает тебя. Он рисует психологический портрет, и ты погружаешься в эту психологию… Ты начинаешь читать, и вот  — эти жёлтые стены, этот жёлтый цвет… удивительно. В одном исследовании я нашёл, что слово жёлтый и все оттенки жёлтого в романе употребляются гораздо меньше, чем другие цвета, и тем не менее ощущение желтизны присутствует постоянно. Вот этот жёлтый дом, желтый билет Сони Мармеладовой… Ощущение жары — там же июль месяц — ощущение духоты, в которой пребывают герои — это передано словом. И когда ты погружаешься в этот мир, ты начинаешь ощущать себя внутри романа. Достоевский не повествует. Он раскрывает мысли героев. То есть, получается, что ты вместе с героем мыслишь. Ты можешь с ним спорить, можешь соглашаться или нет. Ты постоянно находишься в диалоге с героем. Вот это очень важное качество. Я думаю, что в этом сила романа. Наверное, поэтому он цепляет. Имеет смысл читать его не один раз, и не два, потому что каждый раз ты открываешь новые грани.

— Значит, нет задачи полностью передать весь роман на сцене…

Боюсь, что на это не хватит не только одного вечера, но и трёх вечеров не хватит. Это очень объемное, мощное произведение. Можно взять одну главу этого романа и сделать из неё полноценный двухчасовой спектакль. Потому что там есть над чем думать, в какую сторону развивать мысль. Моя задача — с помощью героев романа поразмышлять на тему молодежного максималистского взгляда на жизнь, с одной стороны, и с другой — поговорить о том, что есть преступление в нашем современном обществе. Мы настолько пресыщены телевизионными передачами, сообщениями в интернете, какими-то кадрами на Ютюбе, что понятие смерти, убийства постепенно превращается в некое шоу. Зачастую подростки не воспринимают смерть как трагедию. Смерть воспринимается как некое представление. Например, почему школьники избивают одноклассника и снимают это на мобильный телефон? Они осуществляют акт насилия ради того, чтобы это запечатлеть на камеру. И весь ужас заключается в том, что они всё это выкладывают в интернет. И они не думают, что это улика и что потом их смогут найти по этому видео. Наоборот, в этом есть определенная бравада. Я не говорю о том, что они плохо поступают. Я говорю о том, что с психологической точки зрения всё перевернулось, когда понятие жизни, понятие страдания почему-то потеряло ценность. Утрачивается связь с реальностью. Современный человек начинает воспринимать чужое страдание как повод для развлечения. Вот это важная проблема, и об этом хочется поговорить.

— Чего вы ожидаете от зрителей, и чего зрителям стоит ожидать от спектакля?

Зрителям не надо ожидать реализации романа в полной мере. Ещё Немировича-Данченко обвиняли в том, что его постановка «Братьев Карамазовых» отличалась от того, о чём писал Достоевский. Сценическое произведение и литературное произведение — это два разных вида искусства. Их невозможно отождествлять. Литературное произведение очень многогранно. Из великого классического произведения можно вытянуть огромное количество тем. Потому оно и стало классикой. Потому оно и вечно. Работая над спектаклем, можно найти какую-то одну, главную для тебя тему и на эту тему говорить со зрителем. Любой спектакль — это прежде всего диалог. Ты задаёшь вопросы и, самое главное, не предлагаешь готовых ответов. Ответы должен искать зритель. Вот в этом основная задача театра. Театр — это прежде всего провокация,  в хорошем смысле этого слова. Провокация мысли. Провокация к диалогу. Чтобы зритель не остался равнодушным к тому, что он видит. Если у него возникает желание вступить с тобой в диалог, пускай даже спорить, тогда театр достигает своей цели. Это первое. И второе: я глубоко убежден в том, что театр должен быть созидательным. Провокация не должна быть разрушающей. Она должна возвышать зрителя. Его душа в общении с театром должна расти. Тем более, если мы с вами говорим о театре юного зрителя.

Премьера!

13 декабря 2018

 «Преступление и наказание»

Ф. Достоевский

12 +

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — задумывается главный герой романа Ф.М.Достоевского Родион Раскольников. Допустимо ли пойти на преступление во имя благих идей? Какова истинная ценность человеческой жизни в сегодняшнем мире, где стирается грань между реальным и виртуальным? В поисках ответов на эти вопросы мы приглашаем зрителей в путешествие по роману «Преступление и наказание».

Самый крупный творческий проект за всю историю театра «Дилижанс» собрал команду постановщиков из разных городов России:

Режиссёр – Евгений Зимин (Санкт-Петербург)

Автор инсценировки – Юрий Клавдиев (Санкт-Петербург — Тольятти)

Педагог по сценической речи – Юрий Васильев (Санкт-Петербург)

Художник по костюмам – Елена Золотарёва (Санкт-Петербург — Тольятти)

Художник-постановщик – Нина Мурзина (Калуга)

Композитор – Виктор Мартынов (Тольятти)

Премьера спектакля посвящена открытию Года театра в России.

Постановка спектакля осуществляется при поддержке федерального проекта «Культура малой родины».

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: