Скоро в суде Центрального района начнется рассмотрение дела по факту гибели Сергея Чугунова, бомжа, которого медики Баныкинской больницы «выписали» умирать на улицу. Произошло это чуть больше года назад.
20 июня прошлого года около шести часов вечера к дому № 15 по улице Новопромышленной подъехала неотложка, из которой вышли люди в белых халатах. Из недр машины они вынесли нечто, завернутое в простыню, и выбросили у дороги. Когда отдыхавшие на скамейках после работы жители увидели, что в простыню завернут полуголый мужчина, испытали шок. Кто-то побежал за едой и питьем, кто-то позвонил в скорую, кто-то в милицию, кто-то начал выяснять, что натворил бедолага, раз с ним так обошлись. Несчастный находился в ужасном состоянии — был сильно избит, истощен, но все же мог разговаривать. Например, прибывшему на место ЧП заместителю начальника МОБ УВД по Центральному району, начальнику участковых уполномоченных Александру Вольчику он рассказал, что зовут его Сергей Чугунов, ему 38 лет, попал в нейрохирургическое отделение МУЗ «Городская больница № 2» 27 мая. Накануне его жестоко избили на улице неизвестные, а в медучреждение доставили прохожие. Медики определили, что у пострадавшего черепно-мозговая травма.
Очевидцы происшествия позвонили в скорую, службу спасения, пожарным, в милицию, но везде им отвечали: «Не наш случай». В конце концов дозвонились до представителя уполномоченного по правам человека в Самарской области Эллы Артеменко. Та в свою очередь поставила в известность регионального представителя уполномоченного по правам человека Ирину Скупову.
И только благодаря звонку Скуповой в областное министерство здравоохранения за Чугуновым приехала «скорая», которая отвезла его в терапевтическое отделение горбольницы № 1. Утром 21 июня он скончался. А спустя несколько дней в город приехала съемочная бригада Первого телевизионного канала, и сюжет о тольяттинском ЧП показали на всю страну.
По факту смерти Чугунова против теперь уже бывшего заведующего нейрохирургическим отделением Вячеслава Русака и врача Василия Дудаладова, который вывез пострадавшего из больницы, а также третьего лица, чье имя скрывалось от СМИ, было возбуждено уголовное дело по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Виновным грозил штраф в размере 80 тыс. руб. или год тюрьмы. Расследование поручили следователю следственного комитета прокуратуры Денису Джаншиеву. Следствие велось два месяца. За это время был оформлен только акт освидетельствования, но не проведено ни одной экспертизы, не опрошен ни один свидетель, не изъято ни одного фото, хотя многие жители дома № 15 успели все сфотографировать. А на простыне, в которую был завернут несчастный, стоял штамп Баныкинской больницы.
Потом «дело Чугунова» передали в отдел дознания УВД по Центральному району, где продержали до декабря 2007 года. Далее его направили в ведение следственного управления при УВД Центрального района, где оно находилось до недавних пор. Его расследованием занималась старший следователь Елена Черемисина.
Главный врач МУЗ «Городская больница № 2» также в свою очередь провел служебное дознание и уволил Вячеслава Русака. Василию Дудаладову вынес выговор.
В апреле текущего года Черемисина передала материалы на экспертизу в Ульяновск, которая должна была закончиться 25 числа. Дальше дело собирались препроводить в суд. Однако ульяновские судмедэксперты решили «защитить честь мундира». Начальник следственного управления полковник Елена Кочанова не скрывала от прессы, что «в заключении 20 выводов, однако нет конкретики, сплошные обтекаемые формулировки. Не указано, отчего умер Чугунов. Поэтому врачей придется допрашивать дополнительно». Черемисина поехала в Ульяновск лишь в начале июня. На сей раз судмедэксперты не стали юлить и ответили на вопросы. Дело стали готовить в прокуратуру.
Практически сразу же после смерти стали известны обстоятельства жизни несчастного бомжа. Не известно, правда, чувствовал ли он себя несчастным когда-либо, поскольку практически постоянно находился в состоянии опьянения. И в больницы он попадал регулярно. Чаще всего в отделение токсикологии ГКБ № 1 с острыми отравлениями суррогатам алкоголем, либо в нейрохирургию Баныкинской — с травмами, полученными в драках. В неофициальных беседах с журналистами врачи охотно говорят о проблеме с лечением бомжей. Дескать, и денег за них не перечисляют, и ведут себя подобные пациенты не лучшим образом на больничных койках. А зимой из-за недостатка ночлежек в городе, люди без определенного места жительства вообще стремятся «прописаться» где-нибудь в стационаре, тем более, что болячек у них в связи с особым образом жизни предостаточно. Но это, конечно, не снимает ответственности с врачей, которые могли оказать помощь, но не сделали этого.
В самое ближайшее время «дело Чугунова» из прокуратуры должно быть передано в суд. Согласно одной только статье УК РФ № 293 ч. 2 виновным грозит наказание до пяти лет лишения свободы с лишением права работать по специальности и занимать руководящие посты до трех лет.