Ровно 35 лет назад, 4 мая 1966 года, в Турине министр автомобильной промышленности СССР и почетный президент FIAT подписали контракт. Благодаря этому в Советском Союзе появилась «копейка», она же FIAT-124 — первый не убогий народный автомобиль. Своей заднеприводностью «копейка» обязана отсталым вкусам советского руководства.
К 1966 году «слуги народа» окончательно осознали необходимость создания завода-гиганта для производства «индивидуальных», как тогда говорили, легковых автомобилей. Народ, подправивший свое финансовое состояние во время хрущевской оттепели, мечтал заиметь собственные машины, а существовавшие на тот момент Московский завод малолитражных автомобилей и Запорожский автомобильный никак не могли удовлетворить этого спроса. После долгих размышлений, какую именно машину сделать «народной», Совет Министров выбрал итальянский концерн FIAT, деловые связи с которым у СССР существовали еще с начала 60-х. Итальянская сторона предложила на выбор два варианта — классический заднеприводный FIAT-124 или перспективный переднеприводный FIAT-128, который, правда, был более сложен в производстве. Инженеры и научные консультанты указывали на явную прогрессивность переднеприводной компоновки, но тогдашнее советское руководство привыкло к большим седанам с задними ведущими и так и не поняло, что требования к автомобилю малого класса должны быть совсем другие.
Создать завод для производства FIAT-124 было решено на берегах Волги, в городе, названном в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Объем выпуска был определен в 600 тысяч машин ежегодно с последующим увеличением до 800 тысяч. Соглашение подписали с нашей стороны министр автопрома Алексей Михайлович Тарасов, с итальянской — почетный президент «Фиата» Витторио Валенто. Завод, названный Волжским автомобильным, был построен в рекордно короткие сроки: первые «русские Фиаты» сошли с его конвейера уже через три года. Стать «народным» в СССР FIAT-124, он же «копейка», смог очень легко. Только вот в Италии «124-й» был снят с производства в 1970 году, а у нас его слегка модернизированные потомки продолжают выпускаться до сих пор.
Александр Новиков
Газета.ру