29 июня 2001 09:50
14251

ОПП ВАЗа — завод в миниатюре

Для обывателя автомобиль начинается с главного конвейера. Но массовое производство не терпит сбоев, и перед тем как автомобиль «встанет на поток», технология изготовления должна быть отработана до мелочей. На Волжском автозаводе эта задача уже многие годы успешно решается в опытно-промышленном производстве АО «АВТОВАЗ».

ОПП создавалось вместе с научно-техническим центром как полигон для изготавливаемых опытных образцов с целью отработки конструкции, технологии, собираемости автомобилей. На недозагруженных мощностях после изготовления опытных образцов планировалось организовать товарный выпуск до трех тысяч автомобилей в год. Но время внесло свои поправки: банальная нехватка средств на развитие и содержание заставила взять курс прежде всего на специальные, эксклюзивные автомобили, за счет реализации которых можно было бы обеспечить и развитие, и содержание производства.

В ОПП есть практически все необходимые технологические процессы для создания автомобилей: литье чугуна и алюминия, кузница, штамповка, сварка, сборка, механика, изготовление оснастки. Фактически это автономное производство, где работают сегодня около 2 тысяч человек. Выпуск опытно-промышленной партии автомобилей в ОПП стал этапом, предшествующим началу товарного выпуска на главном конвейере.

О проблемах и о перспективах дальнейшего развития работы опытно-промышленного производства АО «АВТОВАЗ» рассказывает его директор Сергей Перевезенцев.

— Сергей Николаевич, какие модели на сегодняшний день выпускаются в ОПП?

— Во-первых, продолжается выпуск опытно-промышленной партии ВАЗ-2123. Мы собираем и продаем новую «Ниву», одновременно отрабатывая вопросы собираемости и технологии. Уже собрано около 400 автомобилей, часть из них передана на эксплуатационные испытания в различные регионы страны. План на этот год — 2 тысячи автомобилей. Сегодня мы также выпускаем ВАЗ-2131 порядка 10 тысяч в год, ВАЗ-2120 (мини-вэн) около 2 тысяч. Планируем продолжить тему «Самары-2», то есть вплотную заняться модернизацией «девятки», привести в порядок заднюю часть: поставить новый бампер, спойлер, боковые накладки. В этом году предусмотрен выпуск тысячи модернизированных ВАЗ-21093. Есть ряд специальных машин на базе ВАЗ-2131: это скорая помощь; машина для МЧС, оснащенная лебедкой и имеющая все виды необходимых инструментов; спецмашина для МВД. Также на базе «тридцать первой» модели изготавливается пикап ВАЗ-2329, который мы делаем совместно с фирмой «Лада-Тул» — то есть в ОПП полностью изготавливается кузов, осуществляется окраска и изготовление оригинальных деталей. На эту машину очень высокий спрос, мы сегодня делаем тысячу автомобилей, а реальная потребность рынка составляет три-четыре тысячи, поскольку этот автомобиль — многопрофильный и очень хорошо применяется в сфере мелкого и среднего бизнеса.

— Много разговоров ходит о модернизации десятки. Как изменится «десятка» и когда можно ждать первых товарных автомобилей?

— Она называется тюнинговая «десятка» и обозначается ВАЗ-2110Т. Изменения коснутся и экстерьера, и интерьера. Это новый капот, новые крылья, новые бампера, обтекатель порога пола, боковые молдинги — в общем, автомобиль приобретает новое лицо. Внутреннее отличие от старой «десятки» заключается в новой накладке панели приборов, обивке. Мы планируем поставлять в СКП капот, крылья. Там будет изготавливаться черный кузов, потом он будет окрашиваться и подсобираться в технологии главного конвейера и на автовозах доставляться на площадку ОПП для дальнейшей комплектации. Что касается цены, ВАЗ 2110Т будет стоить дороже, чем «сто третья». Вообще основная цель такой модернизации — оживить рынок. На этот год запланированный объем выпуска этих машин составит тысячу автомобилей.

— Какие планы относительно «Калины»?

— Мы готовимся к выпуску опытно-промышленной партии автомобилей семейства 1118, причем перед нами поставлена задача начать сборку первого автомобиля до июня следующего года. «Калина» будет изготавливаться на тех мощностях, где сейчас делается ВАЗ-2123 — там гибкая технология. Причем отработать конструкцию автомобиля на штучных образцах невозможно — только организуя какой-то поток и строго в той последовательности, в которой автомобиль будет собираться на главном конвейере. Таким образом, можно понять проблемы, которые порой возникают в основной технологии. У нас организована поточная сборка, есть подвесной конвейер, напольный конвейер, сборка идет в строгой последовательности. Когда «двадцать третья» собиралась как опытный образец — были одни замечания, когда в потоке — другие замечания. Так же будет и с «Калиной».

— Каким образом коснулись процессы реформирования, происходящие на АВТОВАЗе, ваше подразделение?

— Перед нами встала следующая проблема: увеличение товарного выпуска, но не за счет создания мощностей. Мы заменили понятие «создание мощностей» на понятие «создание возможностей». Используя мировой и российский опыт, мы начали с производства выносить все, что можно вынести и разместить за пределами производства, а на освобождающихся площадях наращивать сварку кузова, окраску, сборку — то, что нельзя вынести никуда. В результате получилась такая картина: у нас сегодня нет производства сидений, нам их поставляет фирма «Моторика», нет изготовления деталей из пластмассы. Поскольку ОПП выпускает большое количество модификаций автомобилей, то существует очень широкая номенклатура штамповки, которая тоже вынесена с нашей производственной площадки — на Жигулевском Море специально был создан Тольяттинский механический завод, который поставляет мелкую и среднюю штамповку. Также за пределы производства вынесено изготовление всех навесных элементов кузова, они поступают к нам в сборе, обработанные, отрихтованные, наши специалисты их только навешивают, регулируют зазоры. Вот как раз за счет выноса производства мы и увеличиваем объемы выпуска продукции.

— Сергей Николаевич, давайте поговорим о перспективах. Какие модели планируется изготавливать в ОПП?

— Все автомобили, которые мы выпускаем, пользуются достаточно высоким спросом, но наибольшая рентабельность у ВАЗ-2131. Поэтому хотелось бы увеличить выпуск именно этой модели в два раза. Но сделать это пока невозможно: мы работаем на серийных узлах механики, и здесь возможности завода ограничены. Вероятно, нужен какой-то отдельный завод, который бы обеспечивал нас узлами механики. Надо бы, конечно, поставить на производство еще один свой автомобиль, к примеру, ВАЗ-1120, автомобиль, вышедший из семейства «Калины». Первоначально было три машины: 1118, 1119 и 1120. Теперь же — 1117, 1118 и 1119. Автомобиль 1120 остался, но вышел из семейства, он имеет другие габариты. Эта машина не вписывается в технологию завода: если 1117, 1118 и 1119 могут проходить по одним и тем же автоматическим линиям, то «двадцатый» не может. Это оригинальный автомобиль, и мы собираемся ставить его на производство. Также ОПП занимается программой такси на базе мини-вэна ВАЗ-2120 — что-то типа английского кэба получилось. По такси у нас есть большая программа с Санкт-Петербургом, которую планируется реализовать к 300-летию города. Губернатор собирается восстановить таксопарк Санкт-Петербурга, и , надеюсь, АВТОВАЗ в этом поможет, предоставив очень удачный вариант такси. Нужно сказать, что любая европейская фирма имеет в своей номенклатуре мини-вэн. Маркетинговые исследования показали, что у россиян потребность в этом автомобиле составляет до 30 тысяч в год. Так что рыночная ниша у нашего мини-вэна достаточная. В ОПП производятся не только автомобили, но и двигатели, около шести тысяч в год: объемом 1,8 литра на базе заводского объемом 1,7 литра, и поперечные двигатели объемом 1,6 литра. В завершающей стадии находится подготовка производства двухлитровых двигателей.

Светлана ЛЫСЯКОВА

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: