Вчера Минэкономразвития дало прогноз, что к 2010 году импорт иномарок в страну достигнет 2 млн. автомобилей в год. К этому же времени на заводах внутри страны будет собираться еще около 1,3 млн. машин под иностранными брендами. Это, по мнению министерства, грозит серьезным снижением продаж отечественных авто. Чтобы предотвратить кризис российского автопрома, МЭРТ приступил к разработке федеральной целевой программы по его поддержке. Однако эксперты убеждены, что чиновники думают об автопроме в последнюю очередь.
На прошедшей в среду конференции по развитию автомобильной промышленности директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач сообщил, что к 2010 году импорт легковых автомобилей в Россию достигнет отметки в 2 млн. штук в год. По сравнению с показателями этого года, прирост составит около 600 тыс. авто. «Болевая точка – это производство легковых автомобилей. При ожидаемом росте импорта к 2010 году до 2 млн. и сборки иномарок внутри страны на уровне 1,2–1,3 млн. автомобилей, мы прогнозируем объем рынка в 3,5 млн. машин. Для отечественных автомобилей ниша останется совсем небольшая, а именно 600–700 тыс. в год максимум, что заметно меньше, чем сейчас», – заявил чиновник.
Г-н Клепач также отметил необходимость разработки промышленной политики в РФ, наподобие программы поддержки АПК. По его словам, в настоящее время формируется федеральная целевая программа, которая будет направлена на поддержку производства автомобилей и двигателей, в том числе ориентированных на альтернативные виды топлива. Однако представитель МЭРТ отметил, что программа будет запущена не раньше 2009 года, то есть когда положение нашей автомобильной промышленности будет еще более удручающим.
Но, по мнению доктора экономических наук Никиты Кричевского, целью разработки ФЦП является не спасение автопрома, а освоение бюджетных средств. «Под госкорпорации средства уже расписаны, поэтому высокопоставленные чиновники ищут пути, где можно провести новую операцию по освоению нефтедолларов, – рассказал он «НИ». – Можно утверждать, что идея «поддержать автопром» первоначально родилась у группы чиновников, а уже потом они обратились в МЭРТ с просьбой сделать нужный прогноз», который, по мнению специалиста, никак нельзя считать обоснованным. «МЭРТ сделал прогноз по импорту, исходя из существующих цен на нефть, чего с научной точки зрения делать нельзя. Еще несколько десятилетий назад гуру экономической теории, лауреат нобелевской премии Пол Самуэльсон говорил, что можно прогнозировать все, кроме цен. Можно, конечно, возразить, что МЭРТ спрогнозировал мировые цены и на саму нефть. Однако факторов, влияющих на мировую экономику, существует великое множество, и нет никакой гарантии, что нефть не подешевеет, поток нефтедолларов в Россию не сократится, и что люди будут покупать все больше и больше иномарок», – говорит г-н Кричевский.
Кроме того, эксперт уверен, что если бы отечественный автопром хотели развивать, то реформы бы уже давно начались. «За пять последних благоприятных лет никакие нововведения не были внедрены, и новые разработки не предполагаются, – констатирует Никита Кричевский. – Поэтому об улучшении качества отечественных автомобилей речи не идет. Единственный их плюс перед иномарками – низкая цена. Но наши авто дешеветь не будут вследствие укрепляющегося рубля».