Закулисная война российских автозаводов наконец переросла в открытый скандал. Глава АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил, что ГАЗ заказал ему разработку новой модели «Волги». А ГАЗ эту сенсацию немедленно опроверг и пообещал разобраться.
Про новую удачу родного завода Владимир Каданников рассказал на пресс-конференции по случаю собрания акционеров АвтоВАЗа. История выглядит примерно так. ГАЗ долго мучился насчет того, как жить дальше. Пытался «Волгу» как-то улучшить — не поддается улучшению. С «Фиатом» пробовал договориться о совместном производстве — тоже не получается. Дошел уже до того, что стал создавать гибрид «Волги» с «Лянчей Каппой» — в общем, окончательно зашел в тупик.
И тут вдруг узнал о секретной разработке ВАЗа — переднеприводном автомобиле класса «Волги» с по-вазовски говорящим именем 3116.
И стало ГАЗу обидно до слез, да и страшно — вот, мол, лезут на его рынок, да еще и с переднеприводной моделью, которых на Горьковском автозаводе вообще не умеют делать. Пришлось Виктору Беляеву идти на поклон к Владимиру Каданникову. За рюмкой чая попросил придумать и для него что-нибудь переднеприводное или даже отдать 3116-ю. Каданников обещал подумать — так просто дела не делают. Понятное дело, за чаем ничего не подписывают, все закончилось, как сообщил журналистам Каданников, «устной договоренностью».
Про ВАЗ-3116, давший толчок такому неожиданному развитию событий, даже так называемые инсайдеры знают буквально следующее — размером с «Волгу», хорошая большая машина. И все. Технические (хотя бы примерные) характеристики, время запуска в серию, цена — такой информации нигде не найдешь: видимо, потому, что ее просто нет. Слухи о 31-х «Жигулях» являются, скорее всего, одной из многочисленных попыток ВАЗа заявить о собственной перспективности и при непрерывном падении качества обеспечить себе будущее. А попыток действительно немало. Модель «Калина», которая неизвестно когда и на какие деньги встанет на конвейер, но которую с гордостью демонстрируют на всех салонах. Проект гигантского всероссийского автохолдинга, куда помимо ВАЗа и ИжМаша, которому уже все равно, войдет Таганрогский автомобильный, ничего о грозящем ему поглощении («Газета.Ru» интересовалась) не знающий. ВАЗом же разработанные планы госпомощи самому себе под предлогом возрождения нашего автопрома. Повышение пошлин на 7-10-летние иномарки (именно в таком возрасте замечательная российская продукция начинает составлять им реальную конкуренцию).
Изобретательности ВАЗа в разработке грандиозных проектов можно только позавидовать. Но сейчас, разогнавшись, Каданников, судя по всему, по инерции въехал на чужую территорию.
И получил. В пресс-службе ГАЗа факта договоренностей в какой бы то ни было форме с ВАЗом «Газете.Ru» не подтвердили. Более того, на ГАЗе от этой информации пребывают в полном недоумении. Первая оперативно предложенная нам газовцами версия — это грязные слухи, которые распускают враги то ли «Сибала», то ли ГАЗа. Кстати, и Каданников, которого творческий порыв завел на этот раз слишком далеко, забыл кому бы то ни было, помимо журналистов, сообщить об «устной договоренности» с главой ГАЗа. В вазовской пресс-службе нам на всякий случай тоже заявили, что все это грязные происки, но слова своего шефа, записанные на многочисленные диктофоны присутствовавших на конференции журналистов, подтверждать не стали.
Между тем Каданникова вдохновение уводило все дальше и дальше. Выяснилось, что хотя ГАЗ слезно молил отдать ему 3116-ю модель, ВАЗ и не подумал соглашаться. Зачем? Волжане и сами осилят производство. Где, когда, на какие средства — неизвестно. Но что смогут — точно. И финансовые результаты 2000 года, принесшего ВАЗу 4-миллиардные убытки, заводчанам не помеха.
Правда, потом Каданников все же смягчился. Лично против Виктора Беляева он ничего не имеет, и раз уж так просят, переднеприводную машину для ГАЗа сработает. Не 3116-ю, а другую. Сложно, что ли?
Похоже, что в результате «оговорки» Каданникова достоянием общественности стала какая-то часть закулисных игр российских автопроизводителей. ВАЗ последнее время уверенно переходит от реальных экономических мер по собственному оздоровлению к имиджевой войне, цель которой состоит просто в том, чтобы государство наконец-то ему помогло. Но одно дело наезжать на иномарки, которые некому защищать. И другое — задеть другого крупного производителя. Тем более такого, у которого тоже не все гладко и обещанных изменений-улучшений, если смотреть по-покупательски, не происходит. ГАЗ оговорка Каданникова возмутила, похоже, не на шутку. По крайней мере, в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» там высказали твердое желание «разобраться до конца». Чтобы оправдать слова своего шефа, АвтоВАЗу, видимо, снова придется напрячь фантазию и придумать еще один грандиозный проект.
Роман Иванов
Иллюстрация — «Газета.Ru»