27 января 2016 08:30
8750

Желание быстрого успеха

Сергей Корженовский о проекте Лада Веста.

Лада Веста, при феноменальном старте (больше тысячи машин в первые дни продаж), по итогам 2015 года разошлась неожиданно скромным тиражом – 2785 шт. При том, что сделано Вест было вдвое больше.

Очевидно, что это результат не совсем удачных ценообразования и формирования ряда комплектаций. Сам автомобиль получился великолепным, он нравится всем, и адептам, и хулителям ВАЗа. Но цены на модификации Весты естественным образом ограничивают её сбыт, сообщает «Русский автомобиль»

Межу тем, с точки зрения бизнеса, нынешние цены – минимально возможные. Мы уже писали о том, что при переносе производства Весты в Ижевск ВАЗ вынужден был пойти на очень большие дополнительные затраты. Которые, разумеется, ложатся на себестоимость автомобиля. Если бы Веста выпускалась в Тольятти, как это предполагалось ранее, то её себестоимость получилась бы существенно более низкой.

О том, какие тактические и стратегические ошибки допустил АвтоВАЗ при подготовке производства Весты мы поговорили с бывшим директором проекта Сергеем Корженовским.

Сергей Корженовский работал начальником отдела аэродинамики ВАЗа, но после окончания президентской программы занялся проектной деятельностью и с 2005 года участвовал в проектах Lada C (2116) и Largus. В конце 2012 года тогдашний президент ВАЗа Игорь Комаров назначает Сергея директором самого главного на тот момент проекта завода – Автомобили на платформе Lada B/C. Типа, дорогу молодым.

Через полтора-два года все основные создатели новой ВАЗовской платформы с завода уйдут. Руководитель проекта LADA B/C Евгений Галкин станет директором НТЦ УАЗа, бывший главный конструктор Сергей Курдюк – его заместителем, а Игорь Комаров и Евгений Шмелёв вообще перейдут в космическую отрасль. Все они, кроме Комарова, – из разряда «несогласных», все так или иначе не сработались с Андерссоном.

А вот Корженовский держался до последнего. Ему предлагали уволиться самостоятельно – он отказался, сказав своему начальству примерно так: увольняйте сами, если хотите, суд меня всё равно восстановит. Как раз тогда, в июле 2014 года, на должность директора проекта Веста пришла Кристина Дубинина. Сам Сергей говорит:

— Никаких отрицательных эмоций мы с Кристиной по отношению друг к другу не испытывали; она сразу сказала, что в маркетинге понимает больше, чем в технике и у нас сложилось вполне рациональное распределение обязанностей. Она пиарила проект, я остался ответственным за организацию технических работ.

Однако к тому времени случилось ключевое событие в индустриальной истории проекта Лада Веста: Бу Андерссон решил перенести производство новой модели в Ижевск. Мы уже писали про странность и видимую нелогичность этого решения.

Писал об этом и Корженовский. Только не в СМИ, а главным действующим лицам этого события – Бу Андерссону и Карлосу Гону. В этих эпистолах не только раскрывалась стратегическая ошибочность переноса Весты в Ижевск, но и указывалось на то, что само решение было не до конца правомочным. Письма Корженовского можно найти в дополнительных материалах к этой заметке.

— Сергей, что было сделано для подготовки производства автомобилей проекта на АвтоВАЗе июню 2014?

— Успели закупить оборудование цеха окраски итальянской фирмы Geico. Насколько я знаю, сейчас это оборудование невостребовано. Сварочное оборудование было законтрактовано, авансы заплачены. Началась поставка в Тольятти, но потом частично сварку перенесли в Ижевск, частично – оставили на ВАЗовских складах. Что-то хотели использовать под XRAY, но я не знаю, получилось ли.

Конвейер под Весту был смонтирован в новогодние праздники 2014 года, он полностью соответствовал стандарту AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan. Новая линия заработала в январе, на ней начали делать Приору, качество которой из-за этого значительно выросло. Каковы были затраты на новый сборочный конвейер, я точно не знаю, но в любом случае не стал бы относить эти затраты к бессмысленным: ВАЗ получил очень гибкую и современную линию, пригодную для сборки самых разных моделей. Туда без проблем «встала» даже длиннобазная Нива, которая из-за габаритов не проходила по конвейеру старого 62-го корпуса.

Не надо забывать, что потери не исчерпываются оборудованием и логистикой. В связи с переносом была заморожена кредитная линия от Внешэкономбанка и почти полгода АвтоВАЗ вынужден был выкручиваться, перезанимая деньги на совершенно невыгодных условиях.

— Как должны была развиваться платформа Lada B, какие модификации вы закладывали?

— Это новая платформа для ВАЗа и хорошо, что нам удалось максимально дистанцироваться от навязываемых решений по применению узлов от платформы B0. Наша машина лучше Логана по управляемости, устойчивости и безопасности , она современнее.

Вполне можно было бы, даже в условиях кризиса, выпускать на этой тележке автомобили не только под брендом Лада, но и Renault, и Nissan,и Datsun. Веста спокойно «становится» и на линию B0, так что можно было расширить выпуск в любой момент.

— А в чём, по-вашему, реальная причина переноса Весты в Ижевск?

— Желание быстрого успеха. На Иж-Авто уже вовсю шла подготовка к выпуску Ниссанов, то есть была смонтирована такая же линия AIMS. Цех сварки там уже был готов.

Но в долгосрочной перспективе это решение сомнительно, так как оно негибко. В Ижевске на нынешних мощностях можно собирать только 30 машин в час, в то время как ВАЗовская линия рассчитывалась под вдвое больший объём. И это не считая имеющейся линии B0.

Теоретически, Весту можно было начать выпускать на B0. Ведь при запуске Ларгуса тоже не успевали подготовить окрасочный комплекс и кузова красились в СКП Калины… Но в тот момент (май 2014) все мощности В0 были расписаны между продуктами (Largus, Almera, Logan и Sandero) и обязательства по производству автомобилей Renault и Nissan, со стороны ВАЗа чётко соблюдались. А себестоимость изготовления в Тольятти намного ниже, чем в Ижевске. Хотя бы из-за того, что не надо везти детали за 600 км, а потом собранные автомобили обратно, за всё это в конечном итоге расплачивается потребитель, а деньги идут в транспортные компании.

— Насколько нынешние цены на различные комплектации Весты вам кажутся адекватными рынку?

— Думаю, что ошибкой было вообще убирать восьмиклапанный мотор и ВАЗовскую механическую коробку передач: работы по снижению шума уже дали результаты и замечаний по шуму на Весте с АМТ, где используется аналогичный агрегат, я не встречал. Если бы осталась комплектация с таким силовым агрегатом, то минимальную цену на Весту можно было бы существенно понизить и процент локализации в такой модификации был бы самым высоким.

У меня сейчас есть мысль построить образец Весты с восьмиклапанным мотором, но только не 1,6, а 1,8. Просто берём ВАЗовский двигатель 21179 и меняем головку на восьмиклапанную. Себестоимость агрегата падает, локализация растёт, но потребительские свойства всё равно выходят лучшими, чем у двигателя 21129 за счет возросшего момента на низах. А мощность можно оставить ниже 100 л.с. чтобы потребитель на налогах и страховках экономил. Вполне можно было бы собирать такие двигатели серийно и использовать не только на Весте, но и на Ларгусе, LADA 4X4 и Шевроле Ниве.

Более отдалённая идея – постройка универсального гибридного модуля вместо задней подвески. Там хотелось бы применить малошумный асинхронный двигатель Дюнова. Такой модуль можно ставить на любые ВАЗовские машины, конвертируя их в подзаряжаемые гибриды.

И вот ещё какое соображение. Рынок автомобилей с ДВС неизбежно начнёт уменьшаться. Фольксваген уже готовится к этому, начав выпуск генераторов на базе своих моторов. ВАЗовское моторное производство тоже можно было бы дозагрузить такими генераторами, лучше всего – работающими на газе. В перспективе их можно будет использовать для домашней зарядки электромобилей. Представляете, какая нагрузка ляжет на сети, если завтра все пересядут на электротранспорт? А автономный газовый генератор сделает электромобиль независимым от сети. Плюс им можно запитывать другие потребители, вплоть до загородных коттеджей. Больше того, от автономного газового генератора можно получать не только электричество, но и тепло для отопления.

— Не боитесь распространять такие идеи раньше, чем готов продукт?

— Нет, не боюсь. Если кто-то это сделает раньше – я буду только рад.

Фото: rusautomobile.ru

Источник: Русский автомобиль

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: