Ситуацию комментирует прокурор Исаклинского района Самарской области Павел Грибов:
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 утверждены новые Правила оказания услуг общественного питания.
До 01.01.2021 года действуют старые правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.
Одним из нововведений является запрет на включение в счет (чек) дополнительных услуг, доплат и чаевых без согласия клиента.
Теперь без согласия клиента кафе или иная организация, оказывающая услуги общественного питания, не может включать в чек платежи, комиссии, доплаты, чаевые и иные дополнительные услуги, которые не указаны в меню заведения. Таким образом, оставлять чаевые или оплачивать организованную заведением развлекательную программу – исключительная инициатива посетителя.
Кроме того, в случае включения таких расходов в чек и их оплаты без согласия клиента он вправе потребовать от заведения возврата излишне уплаченной суммы.
Новшества коснутся и продаж дистанционно (на вынос или с доставкой по указанному адресу), который теперь официально закреплен в новых Правилах. К числу видов такого способа отнесены оформление заказа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», телефонной, электронной или иной связи.
На основании п. 8 новых правил организация общественного питания помимо книги отзывов и предложений в привычном формате (в виде бумажного документа) обязана будет предоставлять ссылку на электронную книгу отзывов и предложений (или аналогичный сервис, позволяющий оставить отзыв о качестве и безопасности предоставляемых услуг). Такая информация должна доводиться до сведения потребителей таким способом, чтобы не вызвать у них затруднений в ее поиске.
В новом варианте правил исключены пункты 25 и 26 прежних требований, что означает отмену права посетителя на снижение цены при задержке выполнения заказа или ненадлежащем исполнении.
Также в числе новшеств возможность предоставления исполнителем услуг общепита потребителю кассового чека или бланка строгой отчетности как на бумажном носителе так и в электронной форме.
Кроме того, организация общественного питания обязана обеспечить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения.