— В каких случаях продавец обязан вернуть потребителю деньги за некачественный товар?
Ситуацию комментирует прокурор Шенталинского района Владимир Афанасьев:
Продавец не всегда должен возвращать потребителю деньги за некачественный товар. Эта обязанность зависит от нескольких факторов: когда покупатель заявил свое требование и был ли товар технически сложным.
Если недостаток товара обнаружен в пределах гарантийного срока и покупатель из возможных вариантов урегулирования выберет расторжение договора, придется вернуть деньги. В свою очередь, можно попросить назад некачественный товар.
Если речь идет о технически сложном товаре, то покупатель может отказаться от договора в течение 15 дней с момента получения товара независимо от характера недостатков.
После окончания этого срока вернуть деньги необходимо, если:
- недостаток является существенным;
- нарушен срок устранения недостатка;
- товаром невозможно пользоваться более 30 дней любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения недостатков.
За пределами гарантийного срока деньги придется вернуть, если не истекли два года с момента передачи товара. При этом недостаток товара должен возникнуть до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Характер недостатка обязан доказать не продавец, а покупатель.
Особые правила в отношении технически сложных товаров действуют и в этом случае. Например, если недостаток несущественный и прошло 15 дней со дня передачи товара, деньги возвращать необязательно — можно устранить недостатки.
В случае, когда после передачи товара уже прошло два года и гарантийный срок к этому моменту истек, потребитель может обратиться только к изготовителям, уполномоченным организациям или ИП, а также к импортерам.