18 октября 2000 10:01
10719

Кузница вазовских кадров

В Тольятти, пожалуй, нет равных учебному заведению, каким ныне является технический колледж Волжского автозавода. На днях славный его коллектив будет торжественно отмечать двадцатипятилетие кузницы кадров автостроителей. Последние 10 лет этим коллективом бессменно руководит известный в нашем городе, области и России педагог, кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования, заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Филиппович Шуберт, посвятивший обучению молодежи три десятилетия.

— Юрий Филиппович, тольяттинцам известно, что до недавнего времени технический колледж ВАЗа, директором которого вы являетесь, был создан на базе автомеханического техникума. Объясните, пожалуйста, нашим читателям, чем же отличается по своей структуре ваш сегодняшний колледж от бывшего техникума?

— В отличие от техникума в колледже у нас проводится трехступенчатая подготовка специалистов — начального профессионального, среднего профессионального базового и повышенного уровней. При переходе на такую систему учебы в выигрыше прежде всего оказываются все без исключения студенты. Посудите сами. Первый курс — общеобразовательный. После его окончания студенты распределяются по ступеням и избранным ими специальностям. Характерно, что критериями для их распределения являются средний балл по успеваемости на первом курсе и, конечно же, умственные способности и склонности, стремление к безусловному желанию получить тот или иной уровень подготовки. При этом студенты, имеющие невысокие показатели, определяются на первую ступень сроком обучения два года и четыре месяца. В результате получают рабочую профессию и могут продолжать обучение на вечернем отделении. Студенты средних способностей направляются в группы подготовки техников базового уровня, а проявившие себя исключительно способными могут рассчитывать на более высокую третью ступень, кстати, близкую к инженерной подготовке. После пяти лет учебы в нашем колледже они получают диплом техника повышенного уровня образования, получают право перевода их на четвертый курс Тольяттинского политехнического института, с перезачетом по дисциплинам дополнительного образования за 1, 2 и 3 курсы вуза, изученным в колледже.

— Как это осуществляется?

— В основном по результатам собеседования с выпускниками, непосредственно после защиты дипломных проектов, с учетом результата защиты.

— Юрий Филиппович, мы с вами говорим о студентах, определяемых на третью ступень?

— Абсолютно верно! Это те, кто, переводятся на четвертый курс института. Это самые-самые, можно сказать — студенческий лидирующий контингент с хорошей, я бы сказал, блестящей перспективой.

— Юрий Филиппович, надо понимать, время, а точнее годы экспериментов в плане трехступенчатой подготовки прошли. Теперь все стабилизировалось, и вы идете уверенно, как говорят, на зеленый свет. Так ли это?

— Так и только так!

— Тогда скажите, когда и сколько обычно переводите желающих продолжить учебу в институте?

— В 1996 году был осуществлен первый такой выпуск, и мы убедились в безошибочности трехступенчатой подготовки специалистов. Это радует нас и вселяет веру в правильность избранного пути, с которого мы уже теперь никогда не свернем.

— Юрий Филиппович, а технический колледж ВАЗа — это: государственное учебное заведение?

— Да, государственное, и Волжский автозавод является нашим базовым предприятием. Мы готовим специалистов в основном только для своего завода. Имеем лицензии на образовательную деятельность и аккредитацию.

— По каким специальностям ведется подготовка студентов колледжа?

— В настоящее время Тольяттинский технический колледж ВАЗа (ТТК ВАЗа) ведет подготовку специалистов по специальностям:

— 1201 — Технология машиностроения

— 1205 — Автомобиле- и тракторостроение

— 1701 — Техническое обслуживание и ремонт оборудования промышленных предприятий

— 1104 — Металловедение и термическая обработка.

— Каковы правила приема в колледж?

— Желающих, а их, скажем прямо, очень и очень много, мы принимаем на базе девяти классов. Абитуриенты сдают вступительные экзамены по двум предметам: математике (устно) и русскому языку (письменно). Конечно, на конкурсной основе три-пять, а то и больше человек на одно место.

— Говоря о трехступенчатой подготовке, мы наслышаны о возможности дополнительного образования в ТТК по программе вуза.

— Как я уже говорил, действительно, колледж осуществляет дополнительную подготовку студентов, изъявивших желание освоить параллельно с получением среднего профессионального образования дисциплины вуза. Колледж ведет такое обучение. Дополнительная подготовка не превышает 8 — 10 часов в неделю и не является перегрузкой для способных студентов. Занятия эти, как правило, ведут преподаватели вузов — Тольяттинского политехнического института, педагогического университета. Практика показала, что наши студенты успешно осваивают программу института за 1 — 3 курсы и успешно продолжают учебу на 3 и 4 курсах ТолПИ. В настоящее время с ТолПИ заключен договор о направлении на ускоренное обучение наших выпускников, который успешно реализуется.

— По какой форме обучения занимаются студенты колледжа?

— В ТТК используются различные формы обучения — очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), экстернат.

— Какую квалификацию имеют выпускники?

— В соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования, каждому выпускнику присваивается квалификация «техник». Студентам, освоившим программу повышенного уровня, — «старший техник». Кроме того, каждый выпускник, закончивший обучение по очной форме, получает рабочую профессию (слесарь механосборочных работ, токарь, фрезеровщик, контролер и т.д.), связанную с выбранной специальностью (2 — 4 разряд).

— Какой срок обучения в вашем учебном заведении?

— Студенты очной формы обучения, имеющие основное общее образование, учатся 3 года 10 месяцев, для повышенного уровня образования срок — 4 года 10 месяцев. Если поступивший на очную форму обучения студент слабо учится, ему предлагают ускоренный курс обучения по программе начального профессионального образования — 2 года 4 месяца. После этого студент получает квалификацию «рабочий» (2, 3 разряд). Для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения срок — 3 года 2 месяца на базе среднего (полного) общего образования. Для студентов-экстернов сроки обучения устанавливаются индивидуально.

— Юрий Филиппович, хотелось бы услышать о ваших взаимоотношениях с базовым предприятием в плане подготовки необходимых кадров.

— Еще в 1989 году совместно с управлением кадров ВАЗа мы разработали комплексную программу целевой подготовки специалистов. С каждым производством (а мы готовим молодых специалистов для всех производств ВАЗа) ежегодно заключаем договора на целевую подготовку необходимых для них специалистов.

— Вы почему-то не говорите о проблемах, в частности, об определении молодежи на производственную практику и трудоустройстве выпускников.

— Потому что нет проблем! К счастью, и в нашем учебном заведении проблем с трудоустройством нет. И пусть это никого из читателей не удивляет. Студентов, например, последнего года обучения мы вводим в штат завода, и они в оставшиеся месяцы успешно совмещают работу на производстве с учебой в колледже. За последние, по сути, преддипломные четыре месяца юноши проходят учебную и специальную практику под руководством квалифицированных наставников от производства и под контролем преподавателей спецдисциплин в колледже, получая при этом хорошую профессиональную подготовку, осваивают оборудование, технологию и в итоге, как правило, приобретают первую в своей жизни рабочую профессию не ниже третьего или четвертого квалификационного разряда.

— Ходят слухи о каких-то сложностях в распределении выпускников. Это есть?

— Нет. Кому-то, очевидно, выгодно «подставлять» нас. В самом же деле никаких проблем с трудоустройством нет, думаю, и не будет впредь. Ведь всем ребятам, как правило, предстоит работать в тех производствах, где они проходят практику, ну а коли так, то заинтересованность производственных коллективов в качестве профессиональной подготовки наших студентов на рабочих местах очень высокая. Понять это не трудно — готовят для себя. И, естественно, отзывы о наших воспитанниках на производстве всегда положительные. То, что в решение кадровых проблем педагогический коллектив вносит свою немалую лепту, нас чрезвычайно радует и постоянно вдохновляет на решение более сложных вопросов в повседневных трудовых буднях колледжа.

— А пооткровенничайте, пожалуйста, Юрий Филиппович: радует ли вас или огорчает расположение колледжа на площадях учебного центра ВАЗа?

— И да и нет. Да, потому что учебный центр ныне располагает современной и богатейшей учебно-материальной базой. В распоряжении наших студентов здесь имеется большой учебно-производственный комплекс, оснащенный необходимым станочным, сварочным и ремонтным оборудованием, специальными методическими кабинетами и многочисленными лабораториями, в которых под руководством опытных мастеров производственного обучения колледжа и учебного центра ежегодно двести сорок человек проходят учебную ознакомительную практику по смежным (избранным) профессиям.

— И все-таки признайтесь, что же вас, Юрий Филиппович, как директора со стажем и богатейшим опытом, не устраивает?

— Катастрофически (ну прямо трагедия!) не хватает учебных кабинетов и все тех же лабораторий. Вот и получается, что в сложившихся условиях мы вынуждены работать в две смены. А ведь не секрет, что в студенческой среде в основном еще несовершеннолетние дети. И — вторая смена. А это, — не дело.

— Коли мы беседуем откровенно, то скажите, а какой интерес к данному вопросу проявляет управление кадров ВАЗа?

— Полное понимание…

— Юрий Филиппович, что бы вы ещё хотели подчеркнуть для тех, кто желает поступить в ваш, ставший в последние годы особенно популярным колледж?

— Спасибо за приятную для нашего педагогического коллектива оценку и по существу вопроса поделюсь: с поступлением в колледж новички знакомятся с базовым предприятием и его историей в музее Волжского автогиганта. Основные знания студенты получают в процессе учебы по машиностроению, черчению, технической механике и другим основным дисциплинам, поэтому они должны обладать знаниями прежде всего таких предметов, как математика и физика. Во всех кабинетах работают предметные кружки, где можно при желании получить дополнительные знания, не предусмотренные программой. К тому же наш колледж располагает богатейшей библиотекой с читальным светлым просторными залом и книжным фондом, содержащим более восьмидесяти тысяч экземпляров технической и справочной литературы.

— Юрий Филиппович, знаю, что немало ваших студентов учится на вечернем отделении. Кто они?

— Всего на вечернем отделении учится около пятисот студентов и девяносто пять процентов из них вазовцы: бригадиры, мастера, станочники, техники, рабочие механики, начальники участков и руководители других подразделений ВАЗа.

— Мы с вами много говорили о повседневной жизни педагогического и студенческого коллектива колледжа, однако ни слова о спорте…

— Я ожидал этого вопроса. У нас в колледже, наверное, как ни в одном учебном заведении, есть огромный спортивный зал. В целом мы располагаем богатой спортивной базой у нас есть: баскетбольная площадка, тренажерный зал с комплексом снарядов для атлетической подготовки молодежи, лыжная база на восемьдесят пар лыж, простейшая спортивная площадка с футбольным полем и гимнастическим городком, прыжковая и беговая дорожка на 250 метров для проведения уроков по физическому воспитанию и массовых легкоатлетических мероприятий. Есть и настольный теннис, и плавание, и это все — постоянно функционирующие секции.

— Каковы спортивные достижения колледжа?

— Сборные команды традиционно принимают регулярное участие в первенствах и спартакиадах города и области среди средних специальных учебных заведений. Наилучших результатов на спортивных аренах добились баскетболисты, волейболисты, теннисисты, легкоатлеты и лыжники. К примеру, баскетболисты ТТК стали победителями первенства Самарской области, а сборная команда учащихся колледжа выиграла спартакиаду города Тольятти среди учебных заведений. Прекрасно выступил Алексей Гульников, учащийся третьего курса ТТК, на первенстве по биатлону России среди средних учебных заведений. Награжден тремя серебряными медалями (лыжная гонка 20 км, стрельба и троеборье) учащийся группы ТМ-51, фехтовальщики Андрей Бульков и Александр Попов стали чемпионами Самарской области.

— А что можно сказать об оздоровлении сотрудников и преподавателей колледжа в целом?

— Созданы и постоянно функционируют оздоровительные группы (мужчины и женщины), регулярно два раза в неделю проводятся занятия по волейболу, настольному теннису и атлетической подготовке.

— А кто из преподавателей физвоспитания достиг наилучших результатов?

— Нашей гордостью являются преподаватели физвоспитания Владимир Петрович Алексейков и Людмила Ивановна Дюкова.

— А правда, что при проведении всех спортивных мероприятий директор колледжа не остается безучастным?

— Больше всего увлекаюсь волейболом. Можно сказать, постоянно. Спорт люблю — это факт, как и многие мои коллеги, как и основная масса сотрудников.

— Юрий Филиппович, к сожалению, вы ничего не сказали о педагогическом коллективе, о ваших кадрах, а хотелось бы узнать побольше о преподавательском составе колледжа.

— В настоящее время в колледже работают семьдесят семь штатных преподавателей, большинство из которых имеют высшую квалификационную категорию. Пользуются уважением студентов и коллег В.Л. Цобкало (преподаватель русского языка и литературы), В.П. Алексейков (преподаватель физвоспитания), В.А. Сергеева (преподаватель экономики), Л.В. Фирсова (преподаватель основ стандартизации), В.А. Бормотова (преподаватель математики), В.В. Данеев (преподаватель истории), И.Н. Кузина (преподаватель математики), О.А. Колесникова. Кроме того, мы постоянно привлекаем преподавателей вузов и специалистов со стороны, среди которых есть доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, одновременно мы готовим и свои кадры.

В течение последнего года два человека завершили образование в аспирантуре и защитили кандидатские диссертации (А.В. Козлов, Р.М. Лысак), еще два человека учатся в аспирантуре. Отрадно, что среди окончивших наше учебное заведение, а затем и вуз, работают три преподавателя (Л.Г. Оленич, Е.В. Есина, Е.Б. Сергунина), шесть работников колледжа в настоящее время успешно совмещают работу с учебой.

— Повышает ли квалификацию основной педагогический коллектив колледжа?

— Да, используя различные формы, стажировку в АО «АВТОВАЗ», обучение на курсах повышения квалификации, семинары и другие формы. За прошедший год прошли стажировку два преподавателя, курсы — четыре человека.

— И последний вопрос. Какие склонности прежде всего учитывает приемная комиссия при зачисление?

— Знание математики, физико-математические способности, прежде всего.

— Ваши пожелания молодым людям, желающим поступить в колледж, и пожелания педагогическому коллективу.

— Не терять времени, не рассчитывать на авось. Серьезно готовиться. Успешно сдать экзамены. Набрать соответствующее количество баллов и стать нашими студентами. Мы готовы им помочь через подготовительные курсы.

Я поздравляю коллег с 25-летием колледжа, желаю здоровья, благополучия и счастья каждой семье, дружбы, мира и всего самого наилучшего, доброго в жизни нашего, сплоченного за годы, коллектива.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Максим Волков 7 мая 17:00
Употреблять наркотики? Вы в своём уме... Алкоголь несет огромный урон общественной жизни: он вносит разлад в семьи, активно вмешивается и портит процесс воспитания подрастающих поколений, нарушает трудовые процессы в офисах и на производстве, порождает незаконное и аморальное поведение. Нет такого заболевания, течение которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приема спиртных «напитков». Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. А.Н. Тимофеев в книге “Нервно-психические нарушения при алкогольной интоксикации” (Л., 1955) пишет: “Алкоголь относится к наркотическим веществам жирного ряда, действующим парализующим образом на любую живую клетку. Наибольшей чувствительностью к алкоголю отличаются клетки центральной нервной системы, особенно клетки коры головного мозга…” (с. 7). Из сказанного выше, будет справедливо распространять на алкогольные напитки закон, защищающий страну от наркотиков.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: