11 декабря 2018 11:08
551

«Преступление и наказание» в «Дилижансе»: Евгений Зимин рассказал о самом крупном проекте в истории тольяттинского ТЮЗа

13 декабря, в День открытия Года театра в России, театр «Дилижанс» представит премьеру спектакля «Преступление и наказание» по роману Федора Михайловича Достоевского. Самый крупный творческий проект за всю историю тольяттинского ТЮЗа собрал постановочную команду из разных городов России. Мы встретились с режиссером спектакля Евгением Зиминым, приглашённым в Тольятти из Санкт-Петербурга, и задали несколько вопросов.

— Каким образом появилась возможность поработать в Тольятти?

Это не первый мой приезд в ваш город. В первый раз я был здесь ещё в прошлом веке — в 1994 году, будучи артистом «Театра поколений» Зиновия Яковлевича Корогодского. У нас были большие недельные гастроли, мы приехали в Тольятти по приглашению театра «Дилижанс». Тогда завязалось знакомство, которое оказалось очень длительным. Прошло уже очень много времени, и я не скажу, что мы регулярно и часто общались. А тут несколько лет назад мы встретились с Виктором Мартыновым, художественным руководителем театра «Дилижанс», и он предложил совместную работу. Не было какого-то конкретного названия, мы просто обсуждали саму вероятность. У меня очень много спектаклей, работа со студентами и прочее. Нужно было выбрать время, когда наши интересы могли бы совпасть. Мне было очень любопытно приехать спустя много лет, посмотреть на город, повидаться. Этим летом театр предложил поработать над «Преступлением и наказанием», и наши графики совпали.

— До этого предложения вы думали над тем, чтобы поставить роман?

Это тоже удивительная цепь совпадений. Я всё больше и больше убеждаюсь, что идеи витают в воздухе и всё взаимосвязано. В мае месяце мне поступило предложение от совершенно другого театра поработать над постановкой спектакля «Преступление и наказание». Я начал готовиться и провёл достаточно мощную предварительную работу. И тут я узнаю, что директора этого театра убирают с должности. Все наши предварительные договорённости обесцениваются. Мне, конечно, было немного обидно, но я подумал, что в будущем мне в любом случае это пригодится. И тут раздается звонок Виктора, который предлагает поработать непосредственно над «Преступлением и наказанием». Меня это совершенно изумляет! «Этого не может быть!»  — думаю я.  Если бы он предложил поставить «Идиота» или ещё что-то, а тут именно то же самое произведение! Поэтому я, конечно же, сразу ухватился за это предложение.

— Ранее вы уже ставили Достоевского?

Был проект Музея Достоевского и Колпинской колонии, который назывался «На пути к свободе». Мы работали над «Записками из Мёртвого дома». Это был социальный проект с участием заключённых. В творческой команде работали петербургский художник Эмиль Капелюш, петербургские артисты Валерий Кухарешин и Сергей Бызгу, художник по куклам Анна Викторова — уже тогда их имена были хорошо известны, а сейчас тем более. И поэтому я подступал к тому, чтобы поставить ещё какое-то произведение Достоевского и рассматривал разные названия. «Преступление и наказание» — это роман, который мне безумно нравится.

— Что именно вас привлекает в романе, учитывая, что вы ставите его в театре юного зрителя?

В «Преступлении и наказании» для меня важны вопросы, которые мучают главного героя, по своей сути максималиста. В период становления личности молодой человек пытается найти своё место, отстоять своё значение, своё право быть личностью. Возможно, не все философские вопросы, поднимаемые в романе, понятны школьникам, которые ещё не могут в полной мере их проанализировать, но есть главный вопрос: любые ли средства хороши для достижения цели? Если убийство — это некая форма самореализации, допустимо ли это? В исследовании этого вопроса главный герой романа проводит опыты над собой. Я думаю, что этот вопрос актуален во все времена. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Что для одного хорошо, для других губительно. Где эта грань? Как определить, что хорошо, а что плохо?

В работе над спектаклем я не беру на себя цель реализовать весь роман в полной мере. Да это и нереально, потому что каждый читающий находит какие-то свои ассоциации, близкие ему мотивы. Я, безусловно, нашёл там некую тему, которую мне хотелось бы раскрыть. В чём-то я могу быть не согласен с Достоевским. Я могу с ним полемизировать, и это нормально, в этом и прелесть Достоевского, что он неоднозначен. Он не поучает тебя. Он рисует психологический портрет, и ты погружаешься в эту психологию… Ты начинаешь читать, и вот  — эти жёлтые стены, этот жёлтый цвет… удивительно. В одном исследовании я нашёл, что слово жёлтый и все оттенки жёлтого в романе употребляются гораздо меньше, чем другие цвета, и тем не менее ощущение желтизны присутствует постоянно. Вот этот жёлтый дом, желтый билет Сони Мармеладовой… Ощущение жары — там же июль месяц — ощущение духоты, в которой пребывают герои — это передано словом. И когда ты погружаешься в этот мир, ты начинаешь ощущать себя внутри романа. Достоевский не повествует. Он раскрывает мысли героев. То есть, получается, что ты вместе с героем мыслишь. Ты можешь с ним спорить, можешь соглашаться или нет. Ты постоянно находишься в диалоге с героем. Вот это очень важное качество. Я думаю, что в этом сила романа. Наверное, поэтому он цепляет. Имеет смысл читать его не один раз, и не два, потому что каждый раз ты открываешь новые грани.

— Значит, нет задачи полностью передать весь роман на сцене…

Боюсь, что на это не хватит не только одного вечера, но и трёх вечеров не хватит. Это очень объемное, мощное произведение. Можно взять одну главу этого романа и сделать из неё полноценный двухчасовой спектакль. Потому что там есть над чем думать, в какую сторону развивать мысль. Моя задача — с помощью героев романа поразмышлять на тему молодежного максималистского взгляда на жизнь, с одной стороны, и с другой — поговорить о том, что есть преступление в нашем современном обществе. Мы настолько пресыщены телевизионными передачами, сообщениями в интернете, какими-то кадрами на Ютюбе, что понятие смерти, убийства постепенно превращается в некое шоу. Зачастую подростки не воспринимают смерть как трагедию. Смерть воспринимается как некое представление. Например, почему школьники избивают одноклассника и снимают это на мобильный телефон? Они осуществляют акт насилия ради того, чтобы это запечатлеть на камеру. И весь ужас заключается в том, что они всё это выкладывают в интернет. И они не думают, что это улика и что потом их смогут найти по этому видео. Наоборот, в этом есть определенная бравада. Я не говорю о том, что они плохо поступают. Я говорю о том, что с психологической точки зрения всё перевернулось, когда понятие жизни, понятие страдания почему-то потеряло ценность. Утрачивается связь с реальностью. Современный человек начинает воспринимать чужое страдание как повод для развлечения. Вот это важная проблема, и об этом хочется поговорить.

— Чего вы ожидаете от зрителей, и чего зрителям стоит ожидать от спектакля?

Зрителям не надо ожидать реализации романа в полной мере. Ещё Немировича-Данченко обвиняли в том, что его постановка «Братьев Карамазовых» отличалась от того, о чём писал Достоевский. Сценическое произведение и литературное произведение — это два разных вида искусства. Их невозможно отождествлять. Литературное произведение очень многогранно. Из великого классического произведения можно вытянуть огромное количество тем. Потому оно и стало классикой. Потому оно и вечно. Работая над спектаклем, можно найти какую-то одну, главную для тебя тему и на эту тему говорить со зрителем. Любой спектакль — это прежде всего диалог. Ты задаёшь вопросы и, самое главное, не предлагаешь готовых ответов. Ответы должен искать зритель. Вот в этом основная задача театра. Театр — это прежде всего провокация,  в хорошем смысле этого слова. Провокация мысли. Провокация к диалогу. Чтобы зритель не остался равнодушным к тому, что он видит. Если у него возникает желание вступить с тобой в диалог, пускай даже спорить, тогда театр достигает своей цели. Это первое. И второе: я глубоко убежден в том, что театр должен быть созидательным. Провокация не должна быть разрушающей. Она должна возвышать зрителя. Его душа в общении с театром должна расти. Тем более, если мы с вами говорим о театре юного зрителя.

Премьера!

13 декабря 2018

 «Преступление и наказание»

Ф. Достоевский

12 +

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — задумывается главный герой романа Ф.М.Достоевского Родион Раскольников. Допустимо ли пойти на преступление во имя благих идей? Какова истинная ценность человеческой жизни в сегодняшнем мире, где стирается грань между реальным и виртуальным? В поисках ответов на эти вопросы мы приглашаем зрителей в путешествие по роману «Преступление и наказание».

Самый крупный творческий проект за всю историю театра «Дилижанс» собрал команду постановщиков из разных городов России:

Режиссёр – Евгений Зимин (Санкт-Петербург)

Автор инсценировки – Юрий Клавдиев (Санкт-Петербург — Тольятти)

Педагог по сценической речи – Юрий Васильев (Санкт-Петербург)

Художник по костюмам – Елена Золотарёва (Санкт-Петербург — Тольятти)

Художник-постановщик – Нина Мурзина (Калуга)

Композитор – Виктор Мартынов (Тольятти)

Премьера спектакля посвящена открытию Года театра в России.

Постановка спектакля осуществляется при поддержке федерального проекта «Культура малой родины».

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Максим Волков 7 мая 17:00
Употреблять наркотики? Вы в своём уме... Алкоголь несет огромный урон общественной жизни: он вносит разлад в семьи, активно вмешивается и портит процесс воспитания подрастающих поколений, нарушает трудовые процессы в офисах и на производстве, порождает незаконное и аморальное поведение. Нет такого заболевания, течение которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приема спиртных «напитков». Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. А.Н. Тимофеев в книге “Нервно-психические нарушения при алкогольной интоксикации” (Л., 1955) пишет: “Алкоголь относится к наркотическим веществам жирного ряда, действующим парализующим образом на любую живую клетку. Наибольшей чувствительностью к алкоголю отличаются клетки центральной нервной системы, особенно клетки коры головного мозга…” (с. 7). Из сказанного выше, будет справедливо распространять на алкогольные напитки закон, защищающий страну от наркотиков.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: