Крупные банки готовы к полному переходу на электронную форму договоров с клиентами, пишут «Известия» со ссылкой сразу на несколько кредитных организаций. Там сообщили о планах до конца года начать подписывать документы о выдаче кредита, открытии счета, вклада или выпуске карты исключительно в виртуальном режиме.
Издание приводит список таких организаций: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, МКБ, «Открытие», Почта-банк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ и ОТП банк. Все респонденты указали, что это намного быстрее и удобнее для клиента. Экономится время на печать, на подписание каждой страницы, а потом на ожидание визы контролера.
Впрочем, есть на данный момент непреодолимое препятствие к абсолютному переводу контрактации с клиентами в цифру. По словам руководителя по стратегическому развитию блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александра Молоканова, сделать это не позволяют требования ЦБ, который в ряде ситуаций требует обязательную выдачу бумажного подтверждения операции.
Впрочем, во всех опрошенных банках отметили, что гражданин при желании может выбрать физический формат вместо электронного.
Возможность утраты договора, потерь данных из-за сбоев в банковской системе представители кредитных организаций предсказуемо отрицают. Это действительно не ключевой риск для клиента, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. По его мнению, главная угроза — это одобрение таких условий договора, на которые в бумажном виде потребитель сервиса никогда бы не согласился. Дело в том, что электронная форма способствует подписанию документов «не глядя», как лицензионные соглашения или разного рода условия использования в мобильных приложениях.
С внедрением биометрии безбумажные технологии будут развиваться еще активнее, логично, что документооборот переводится в электронный вид, полагает директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов. Риски для клиента не возрастают, а снижаются. Уход от бумаги позволяет использовать несколько способов подтверждения: через личный кабинет и подтверждение по СМС, а в будущем по биометрии. Другой плюс — минимизация человеческого фактора, уверен он. Для финансовой организации безбумажный документооборот способствует снижению расходов, связанных с обработкой, логистикой и хранением документов. Экономия на обслуживании может составить как 20–30%, так и 50% и даже 90%, полагает Иван Мазов.
В ЦБ считают, что в целом цифровизация повышает доступность финансовых услуг и оперативность совершения сделок. Вне зависимости от формата составления документов кредитные организации должны доводить до потребителей информацию о предоставляемой финансовой услуге и ее основных характеристиках — причем делать это доступно и понятно, подчеркнули в ЦБ. Особое внимание финансовым организациям следует обратить на восприятие информации такими группами клиентов, как, например, пожилые граждане или люди с инвалидностью.