19 декабря 2006 10:10
22081

Времена не выбирают (с)

Сегодня, 19 декабря, исполняется 100 лет со дня рождения Генерального секретаря ЦК КПСС, маршала Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. Время его правления, которые историки называют периодом «застоя», а многие наши сограждане считают далеко не самыми худшими годами своей жизни.


«Комсомольская правда» приурочила к юбилею Брежнева социологический опрос. 61% опрошенных посчитал годы застоя благополучным временем для страны. Даже молодое поколение, которое участвовало в опросе и помнит эту эпоху больше по анекдотам и рассказам родителей, признало то время «золотым веком». Иначе считают лишь 17% россиян. Однако, вернуть сейчас застой пожелала только треть россиян. 42% россиян от возможности путешествия в прошлое отказались.


Опрос, проводимый нашим порталом на сегодняшний показал, что более 50% опрошенных относится к личности Леонида Ильича «положительно» и «очень положительно», и лишь менее 10% процентов — «очень отрицательно». Для тольяттинцев эпоха правления Брежнева стала временем рождения города и завода.


Экономика брежневской эпохи — это экономика дефицита, равенства в нищете. И одновременно — неравенства в развитии регионов огромной страны по принципу «Москва и вся остальная Россия», размышляет на полосе РИА «Новости» журналист Андрей Колесников.


Брежнев искренне считал, что никакие реформы стране не нужны, поэтому к 1968 году экономическая реформа Косыгина тихо заглохла. Любопытно, что в это же время наступает эпоха политических заморозков (оккупация Чехословакии; процессы над диссидентами; попытки ресталинизации; идеологическая атака на журнала Александра Твардовского «Новый мир» — рупор интеллигенции).


Восьмая пятилетка стала последней, показавшей реальный рост экономики (завершилась в 1970 году). Преждевременному развалу советской экономики мешала лишь нефть Самотлора. При всей своей простоватости и нелюбви к переменам Брежнев интуитивно догадывался, каким именно образом можно было объединить «новую историческую общность — советский народ». Таким главным нематериальным активом единения стала память о войне — священная, непререкаемая, со своей, отлитой в бронзе, мифологией.


Первое, что сделал Брежнев, придя к власти — превратил в 1965 году День Победы, 9 мая, в выходной день, в главный праздник страны, замешенный не столько на официальном марксизме, сколько на патриотизме. Леонид Ильич знал правду о войне, но сознательно предпочитал правде мифологию, целый сериал легенд. В 1967 году писатель-фронтовик Константин Симонов пожаловался генеральному секретарю на то, что цензура не пропускает в печать его военные дневники. В ответ Брежнев лишь попенял писателю: «Кому нужна твоя правда? Рано еще».


До тех пор, пока в середине 1970-х Брежнев не превратился в немощного старика, сопровождаемого повсюду реаниматологами, он умело удерживал строгий баланс аппаратных, политических и идеологических интересов. Группировку «железного Шурика», влиятельного бывшего главы КГБ Александра Шелепина, считавшего Брежнева переходной технической фигурой, он уничтожил быстро и безжалостно, вольно или невольно не дав начать процесс ресталинизации.


Большинство же помнит Брежнева как большого почитателя быстрой езды, сигарет «Новость» с белым фильтром, а также охоты на кабанов и представительниц слабого пола, страсть как любившего награды-побрякушки и к концу жизни плохо артикулировавшего после инфарктов и инсультов, заключает Андрей Колесников.


А между тем, годы его правления запомнились тем, что в ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название «Дунай», преследовала цель прекратить происходивший в Чехословацкой Советской Социалистической Республике (ЧССР) процесс реформ, инициированных первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии Александром Дубчеком — «Пражскую весну».


«Разрядка» в политических отношениях сопровождалась развитием экономических связей между Россией и Западом. В 1973 году, в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США, в Советском Союзе стала продаваться пепси-кола.


Но конец «разрядке» положило вторжение советских войск в Афганистан 26 — 27 декабря 1979 года. Застреленного президента Амина сменяет новый кремлевский ставленник Бабрак Кармаль. Стратегическая ошибка Кремля в Афганистане позволяет Збигневу Бжезинскому, советнику по вопросам национальной безопасности президента США Джимми Картера, сказать последнему: «У нас появился исторический шанс дать Советскому Союзу свой Вьетнам». За девять лет, один месяц и девятнадцать дней войны через Афганистан прошло более полумиллиона воинов «ограниченного контингента» советских войск. За время войны страна потеряла почти 15000 человек (по неофициальным данным — до 40 тыс.).


19 июля — 3 августа 1980 года в Москве прошли XXII летние Олимпийские игры. США, Канада, Япония, Китай и Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявили московской Олимпиаде бойкот из-за советского вторжения в Афганистан. И тем не менее, Олимпиада состоялась. Почти 6000 спортсменов из 81 страны состязались в 203 дисциплинах 21 вида спорта. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма — 197 (в том числе, 80 золотых) — завоевали советские спортсмены.


Для жителей Москвы этот праздник спорта обернулся нежданно наступившим на две недели в отдельно взятой столице коммунизмом: полные прилавки, финское пиво и сок с трубочкой. Правда, наблюдать это изобилие могли не все: въезд в город на время проведения игр был ограничен, а граждан, имевших судимость, а также нищих, тунеядцев и проституток выселяли за 101-й километр. Для обеспечения безопасности игр в столицу были свезены милиционеры со всей страны. Совладать с толпой стражам порядка не удалось лишь однажды — в день похорон Владимира Высоцкого.


Показательный процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским рождает цепную реакцию протеста. 15 сентября 1974 года на пустыре возле станции метро «Беляево» в Москве бульдозерами раздавлена выставка художников, в этот же год Солженицыну сообщили о лишении его советского гражданства и выдворении из СССР. Под конвоем писателя посадили в самолет. Только после приземления, прочитав надпись в аэропорту: «Франкфурт-на-Майне», он узнал, в какой стране находится. В 1975 году «отец водородной бомбы», трижды Герой Социалистического Труда, академик Андрей Сахаров был лишен всех наград и без всякого суда сослан в Горький (ныне Нижний Новгород), где был помещен под домашний арест.


А советский человек выходит в космос, совершила мягкую посадку на поверхность Луны космическая станция «Луна-17» с аппаратом «Луноход-1», СССР создает и выводит на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию (ДОС), получившую название «Салют-1», что ознаменовало новый этап в исследовании космического пространства. В 1975 году был совершен первый в истории космонавтики международный полет пилотируемых кораблей «Союз — 19″и «Аполлон».


В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Главная молодежная организация СССР приступила к выполнению программы по активному привлечению молодого поколения к строительству магистрали. Тысячи молодых романтиков отправились на БАМ, чтобы жить, строить и растить детей.


В 1977 году была принята новая Конституция, которая вошла в историю как «конституция развитого социализма», а 1978 — в журнале «Новый мир» опубликована знаменитая «брежневская трилогия»: книги-воспоминания «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», на самом деле написанные профессиональными журналистами. Тираж каждой книги составил 15 миллионов экземпляров, благодаря чему Леонид Ильич Брежнев стал самым издаваемым в СССР писателем.


И я родилась в 1978 году, и «брежневский застой» – эпоха моего детства, беззаботного и по-настоящему «советского». С равняющей нас школьной формой, песнями о «бумажных журавликах», не запираемых дверях и поездках в бункер Сталина за победу в смотре самодеятельности квартала. Время коллекционирования значков и марок, время, когда перелет на самолете не был роскошью, а занятия в многочисленных школьных «кружках» были бесплатными. Это неподсудное для многих время, хотя бы потому, что осудить собственную юность, собственное детство или зрелость, память свою – не у многих «поднимется рука». Да и не к чему нам это… Пусть социально-экономическим анализом времени занимаются ученые, а мы в этот день, просто еще раз улыбнемся прошлому. Ведь «времена не выбирают, в них живут и умирают».

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Оцените работу нового мусорного регоператора?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: