23 октября 2006 09:00
14063

«Барабан был плох, барабанщик — бог…»

В жизни бесконечно долго можно смотреть на три вещи: на мерцание огня, на поток воды и на то, как другие работают. А еще, мне кажется, можно бесконечно долго играть на барабане. Или смотреть, как играют другие. Например, на шоу «Барабаны мира», жизнь участников которого превратилась в бесконечную игру.

Сначала был… Грегори


Я сама достаточно продолжительное время играла с ШБМ, поэтому знаю о нем много как видимого, так и скрытого от глаз зрителя. Но для начала немного общей информации. Шоу «Барабаны мира» появилось на культурном поле Тольятти в 2003 году, когда нынешний руководитель коллектива Марина Ерофеева повстречала в культурной столице страны веселого барабанщика Грегори Лонга. Он поведал Марине о барабанном искусстве, показал инструменты, рассказал о том, какими они бывают, дал послушать несколько своих «вещей». Марина загорелась.

Вернувшись в Автоград, она нашла площадь для репетиций и собрала народ. Барабанов не было. Их начали изготовлять своими руками: из бочек, дерева, кожи, металла. Еще заказывали глиняные барабаны у гончара. В общем, работа закипела. Появившись на сценах города различных культурных заведений, барабанщики почти сразу стали пожинать лавры славы. Да и немудрено: экзотика, доселе вряд ли кем-нибудь виданная, медленные (это уже сейчас бешеные, а тогда еще весьма медленные) медитационные ритмы, взывающие к первобытности и раскрепощению.

Музыкальный руководитель нашелся сам: Юсиф Маилов неторопливо и грустно брел по улице и наткнулся на веселых барабанщиков, репетирующих программу к «Студвесне». Нельзя сказать, что до этого шоу, помимо экзотичности, ничего более не несло, но с приходом Юсифа оно стало по-настоящему харизматичным. Появились более динамичные композиции, импровизы (или соло), театрализованные номера.

Тем временем заработала школа барабанов, куда мог записаться каждый желающий. Шоу стало выступать в театральном центре «Голосова, 20», а состав тем временем обновлялся натаскавшимися в школе новичками. Новичками во всех смыслах — средний возраст участников коллектива заметно снизился.

Личный опыт

И вот, спустя два года существования «Барабанов мира» о нем узнаю я — от собственной одногруппницы — участницы шоу. Прихожу в школу боевых искусств «Союз», где базируется школа, в четверг вечером на День открытых дверей, одногруппница Лена сажает меня на барабан, вокруг собираются еще пришедшие попробовать себя гости. Участники шоу (личности, надо сказать, на первый взгляд весьма экстравагантные) занимаются кто чем: пьют чай, играют в гейм-бой, смотрят «South Park» на ноутбуке, в общем, не обращают никакого внимания на пришедших. Все, кроме одного — Юсифа. Оно и понятно — это была его идея набрать новых участников в коллектив.

Итак, Лена показывает мне три основных удара: тэ, ка и дум. Я пробую, Лена начинает внезапно прикрикивать: «Сильней, сильней! У тебя получается, Элька! Да, вот так». Затем она учит меня двум простейшим ритмам. Спустя двадцать минут игры я чувствую, как распухают мои бедные ладони (лирическое отступление: придя, я заметила на руках участников кожаные перчатки для фехтования, сейчас они ими уже не пользуются). Юсиф, поглядев на мои старания, подозвал к себе. Дал в руки другой барабан и велел играть. Под мой нестройный ритм он немного поимпровизировал, а затем вручил в мои трясущиеся руки анкету. Я заполнила ее с трудом — очень было больно.

Трудовые будни

С того дня моя жизнь изменилась резко и неожиданно. Время «Студвесны» — я постоянно с барабанщиками. Через месяц уже укатила с ними в Пермь, узнав заодно, что такое три выступления в день в трех разных местах двух городов и тяжелая барабанная ноша за плечом по лестнице вверх (хоть Юсиф и кричал: «Девочкам больше одной джембо не давать!!!», а все равно приходилось туго).

Позже я узнала, что такое трещины и синяки на ладонях, боли в пояснице из-за тяжелого барабана, а этим летом я на себе испытала работу по 12 часов в день в течение трех недель. Сейчас, так скажем, в музыкальном активе шоу имеется 15 старых номеров и пять абсолютно новых — работа ушедшего лета и мастеров высокого класса из Узбекистана — Улугбека и Алибека.

Один день из жизни почти реалити-шоу «Барабаны мира»

4 июня 2006 года, 8:00. Накануне со вчерашнего выступления попали домой только в два ночи, но сейчас стоим, несвежие и невыспавшиеся, около «Союза». Сегодня запланировано два выступления в Самаре и одно в Новокуйбышевске. И там и там — День города. Зеваем — никого нет.

8:15. Никого нет.

8:25. Подъехал Демьян (водитель), привез Марину. Спускаемся в «Союз» собирать барабаны. Выступление в «Арене», надо брать три огромных джембо — чемпионат России по сумо. Мальчишки про
клинают японцев. Джембо весят много.

8:40. Выезжаем. Нас десять человек. Мест в «Газели» семь. Без комментариев.

9:45. Едем. Настроение у всех преотличнейшее, что сказывается на всеобщем недовольстве и стебе друг над другом.

11:10. Мы в Самаре. Приехали к «Арене», выгрузили барабаны. Потащили их в зал, нам велели переодеться в костюмы. Стали отстраивать звук, поиграли немного для строгого звукорежиссера. В это время Марина начинает нервничать — нам пора на другое выступление, в парк Горького. Немедленно собираем барабаны и прямо в костюмах загружаемся в «Газель».

12:40. Мы заблудились :(. Марина не знает, куда нам надо, созванивается с организатором, но не может понять его и сориентироваться. Мы тем временем почти поумирали от жары и духоты. И от голода.

13:10. Ура! Тащим барабаны к сцене. Играем на так называемом колбасном празднике, на этот раз в прямом смысле слова — за торговую марку «Фамильные колбасы». Жуем полуразогретые пиццы, но не успеваем доесть — надо бегом бежать на сцену. Неожиданно как-то.

13:30. Вокруг куча детей, им неинтересно нас слушать, они еще раз хотят увидеть клоуна, который их веселил фамильными колбасами. И снова марш-бросок: надо лететь в «Арену», там уже все начинается. А мы еще не отыграли здесь, в парке Горького. Поэтому остаемся вчетвером играть последний и самый сложный номер нашей программы. А что делать, другие барабанщики уехали.

14:10. Убили руки, но сыграли хорошо. Веселые, в костюмах, ищем в парке выход. Выходим на дорогу, ловим «мотор». За 50 рублей доезжая до «Арены», понимаем, что под кустом забыли рюкзак с шекерами. Среди них один очень редкий, который стоит 300$… Шучу, конечно, но все равно оставлять их там нельзя. Ругаемся друг на друга. Высаживаемся. Марина сама едет за шекерами.

14:20. Нам сказали, что мы должны быть похожими на японцев — я второпях вымазываюсь белым гримом, губы подвожу красным. Забавно получается: загорелая шея и белое как полотно лицо. Не успеваем мы отыграть первые три минуты, как уже пора ехать в Новокуйбышевск. Но сначала надо подгадать удобный момент, чтобы улизнуть со сцены. Выходят толстые мужчины в чем-то похожем на подгузники и становятся в круг. Трое наших мальчишек остаются — они еще два часа будут служить неким гонгом, а мы уходим. Летим к машине, сильно опаздываем.

15:50. Мы заблудились :(, Марина осталась в Самаре.

16:20. Ура! Мы тащим барабаны к большой сцене, сами переодеваемся в гримерке. Жутко холодно, начинается дождь. Организатор не может точно сказать, когда будет выступление… День города в Новокуйбышевске срывается. Мы ждем.

17:20. Устали ждать, ищем магазин с едой. Звонит организатор. Умирая от голода, мы несемся к сцене.

17:40. К нам присоединился Юсиф. Выступление серьезное, поэтому волнуемся. Репетируем на коленях. Наш выход.

18:30. Дождь исхлестал лицо, барабаны намокли, но сыграли от души. Народу понравилось, требуют еще, но мы уже спускаемся со сцены.

19:00. Барабаны упакованы, сейчас в Самару за мальчишками и домой, веки слипаются, напряженным был день.

19:50. По дороге купили еды. Теперь можно пожить еще.

20:30. Мальчишки злые, им пришлось хуже: они два часа стояли на сцене в душном зале.

20:50. Мальчишки добрые: они поели.

22:30. С трудом разлипаем веки… А? Что? А… мы в Тольятти.

22:50. Подъезжаем к «Союзу». Марина объявляет, что завтра сбор в 7:00 — самарское выступление.

БАРАБАН-АЛФАВИТ

Алибек Кабдурахманов — лауреат международных конкурсов, участник Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

Бонги — маленькие барабанчики, имеющие две мембраны, которые воспроизводят низкий и высокий удары.

Грегори Лонг — американский музыкант-перкуссионист, мастер танцев североамериканских индейцев и народов Африки, участник многих международных фестивалей и барабанных лагерей.

Джембо — бывают самой различной величины. Мембрана обычно имеет гораздо больший диаметр, чем основание. В коллекции шоу больше всего имеется именно джембо, затем конг, бонг, а затем всего остального.

Дум — удар в центр мембраны.

Иерархия ШБМ — в процессе совместного сотрудничества в коллективе барабанщиков установилась собственная негласная иерархия. Тот, кто имеет больше способностей к игре — имеет больше привилегий и большее количество голосов. Так как любая система не идеальна, то иногда эта теория дает сбой, не всегда срабатывает. Тогда в силу вступает человеческий фактор: дружба с привилегированным участником, природная наглость или природное обаяние.

Импровиз — придуманный на ходу ритм, совпадающий с тактом общего ритма.

Ка — удар левой рукой по мембране барабана.

Как научиться играть. Чтобы научиться играть, надо играть. И очень хотеть. Все то время, пока я приходила по воскресеньям прошлого учебного года в школу барабанов и наблюдала за новичками, я не увидела того человека, у которого совсем ничего не получилось бы. Каждый желающий может попробовать себя и даже поимпровизировать. Еще один немаловажный момент — нельзя бояться и нельзя бояться своей боязни. Иначе руки так и не прикоснутся к экзотике.

Кем надо быть, чтобы научиться играть. Надо, чтобы тебе было не меньше трех лет, хотя, если в два ты уже умеешь читать, то — добро пожаловать! Надо понимать какой-нибудь человеческий язык (русский, язык жестов, мимику), быть активным, смелым (робкий и застенчивый будет учиться дольше). Надо быть собой.

Конги — высокие вытянутые барабаны, напоминающие дыню Торпедо.

Колбасные праздники — так прозвал коммерческие выступления один из участников шоу. Колбасные праздники характеризуются тем, что организаторы часто сами толком не знают, когда наш выход, площадка находится под открытым небом. Зрители ждут разыгрывания призов, но, прислушавшись, начинают дружненько кивать головами в ритм.

Музей «Барабаны мира» — насчитывает более 50 инструментов, в состав которых, помимо барабанов, входят: маримба, палки дождя, тибетские поющие чаши и многое другое.

Тамбурин — тот же бубен, только имеющий форму не окружности, а полукруга.

Тэ — удар правой рукой по краю мембраны барабана.

Улугбек Мохмудов — выпускник Ташкентской консерватории, лауреат международных конкурсов.

Участники шоу «Барабаны мира» — «15 клевых людей на проекте шоу «Барабаны мира», состав 3».

Фестиваль «Барабаны мира» — ежегодный международный фестиваль, в котором принимают участие все желающие: барабанщики, музыкальные, театральные, танцевальные и другие коллективы. В этом году фестиваль прошел в третий раз и собрал около трех тысяч человек.

Школа барабанов мира — откроется приблизительно с октября. Точную информацию ищите на сайте www.barabanymira.ru.


По материалам газеты «горящей» молодежи «SPEECHka»


http://speechka-tlt.livejournal.com

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: