На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова принято решение о разработке нового блока поправок к закону об ОСАГО. Минфин уже предложил автовладельцам на выбор три способа фиксации автоаварий (включая использование телефона для геолокации).
Под европротокол подпадают только аварии с двумя участниками, если вред причинен лишь втомобилям и между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Кроме того, потенциальный вред не должен превышать 50 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит равен 400 тыс. руб.).
Как пишет «Коммерсант», на совещании обсуждались меры по упрощению фиксации ДТП. Минфину была дана неделя на разработку и внесение в правительство законопроекта об улучшении применения европротокола. Как следует из текста получившихся поправок, принцип согласия участников ДТП отменяется на четырех территориях, где сейчас действует лимит выплат 400 тыс. руб. Кроме того, у автовладельцев появляется три альтернативных способа фиксации ДТП — с помощью технических средств контроля (бортовые устройства, которые фиксируют информацию о движении автомобиля на основе сигналов глобальной навигационной спутниковой системы); специализированных приложений для мобильных телефонов; телефонов. При этом инструментом фиксации может оказаться и обычный кнопочный телефон — в этом случае потребуется услуга оператора связи, который определит и передаст страховщику данные о месте ДТП. Кроме того, для оформления европротокола нужна будет фотография или видеосъемка аварии, которую ее участник должен сделать сам.
Выбор способа фиксации аварии Минфин оставляет за автовладельцем. И не все из них нравятся страховщикам. «Третий способ фиксации — путем фото- и видеосъемки и подтверждения локации ДТП с помощью услуги оператора мобильной связи обеспечит получение страховщиком необходимых данных, но в этом случае увеличиваются риски мошенничества,— уверен начальник управления РСА по методологии убытков Андрей Маклецов.— Необходимо подтверждение некорректируемости фотографий, и пока нам непонятно, как и куда оператор связи будет направлять информацию о местонахождении автовладельца. Если в виде SMS участнику ДТП, то такое сообщение также можно подкорректировать, чем могут заняться мошенники». По словам господина Маклецова, в качестве дополнения к третьему способу можно предложить требование по одновременному применению двух из трех вариантов, предложенных Минфином. «Допустим, у водителя нет телефона или он разрядился, но есть бортовое устройство плюс фотоаппарат для съемки повреждений,— рассуждает он,— тогда у страховщика не возникнет сомнений в том, что обстоятельства ДТП зафиксированы добросовестно».